В понедельник 28 сентября 2015 года в Сахаровском центре состоялась дискуссия между участниками клубов «Диалог» и «Политпросвет», а также группы «Коммунистическое развитие в 21 веке» на тему: Левые в России: Какие поступки могут вернуть доверие граждан?
Ведущие: Илья Ферберов и Александр Бузгалин.
Дискутанты: Валентин Дьяченко, Алексей Насуленко, Савва Карпов, Роман Осин.
В дискуссии выступили: Сергей Шеболдаев, Георгий Шелике, Борис Соколов, Юрий Люляев и др.
Дискуссия была открыта на полчаса позже по вине организаторов, так как опоздали Роман Осин и Александр Бузгалин.
Валентин Дьяченко (координатор инициативной группы по формированию международного движения «Коммунистическое развитие в 21 веке») огласил подготовленный им текст, под названием «Как вернуть коммунистам утраченный авторитет». Содержание текста: Как известно, авторитет коммунистов-марксистов определяется вооружённостью их теорией движения человечества от своей предыстории полузвериного состояния, обусловленного отношениями частной собственности к собственно человеческой истории обобществившегося, т. е. очеловечившегося человечества. Как и прогнозировали основоположники этой теории, местно-ограниченных индивидов ныне сменяют индивиды всемирно-исторические, эмпирически универсальные. Но одновременно отчуждение, порождённое капиталистической частной собственностью, частным характером присвоения, превратило подавляющее большинство человечества в эксплуатируемых наёмных работников, в пролетариев, к тому же, нередко ещё и закабалённых кредитами.
Она превратила их в экономический класс, счастье и горе, жизнь и смерть, всё существование которого зависит от смены хорошего и плохого состояния капиталистической экономики – ориентированной на максимальное извлечение прибыли через господство товарного производства, обмена и финансовых пузырей.
Классики открыли, что на определённом этапе капиталистическая система стала тормозить развитие производительных сил, регулярно попадая в кризисные состояния в результате анархии в производстве и распределении. Во избежание перепроизводства и кризиса, капиталистический способ производства стал увеличивать численность безработных как резервную армию труда.
С дальнейшим внедрением новых технологий и этого оказалось недостаточно. Сейчас капитализм стал ещё более уменьшать производственную сферу за счёт увеличения сферы обслуживания. По некоторым данным, в сфере обслуживания ныне трудится почти треть трудоспособного населения планеты. К тому же финансовый капитал стал закабалять пролетариев кредитами, расширяя тем самым рынок для сбыта товаров производительным капиталом, сросшимся с капиталом финансовым.
Капиталисты просчитали, что обременённый кредитом пролетарий будет лишён возможности бороться за свои экономические интересы под страхом увольнения и невыплаты кредита. Часто он не в состоянии даже его погасить.
Поразила озвученная на днях в средствах массовой информации цифра российских физических лиц, которые уже подали заявления о признании их банкротами. Только по Москве их около 4-х миллионов.
Экономический класс производительных наёмных работников, работников сферы обслуживания (пролетариев), а также безработных, живущих на пособия, противостоит миру роскоши, богатства и престижного образования.
Этот класс, с точки зрения марксистского учения, должен явиться движущей силой неумолимо приближающейся мировой коммунистической революции для перехода к новым общественным отношениям, в которых не будет места эксплуатации и угнетению, в которых счастье одних не будет строиться на несчастье других.
Согласно марксистской теории, только коммунистическая революция – поскольку ни одна устаревшая форма хозяйствования не сходила со сцены истории добровольно – изменит ситуацию, разрешит конфликт между убежавшими вперёд мировыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, уничтожит гнёт и эксплуатацию. Для подготовки пролетариата к мировой революции, согласно коммунистическому учению, должна быть создана международная пролетарская организации, стоящая на почве марксизма.
Целью её является преобразование пролетариата и безработных из экономического класса в политический класс – как политическую силу, способную изменить мир. Но для этого, прежде всего, необходимо, чтобы этот класс овладел марксистской теорией. Ибо, по Марксу, только овладев массами, теория становится материальной силой, способной изменить мир. Он же пришёл к выводу, что овладеть массами теория способна лишь тогда, когда она доказывает высоту принципов.
Высота принципов марксистской теории несомненна, так как она научно обосновывает переход человечества от рыночной анархии, свободы конкуренции и борьбы за выживание к стабильной общечеловеческой истории планомерного производства, планомерного и равномерного распределения, сохранения природной среды обитания в условиях очеловечившегося человечества.
Коммунизм представлен в ней как светлое будущее всего человечества, а не отдельной его части, как практический гуманизм, который достигается путём упразднения частной собственности, частного характера присвоения.
Вместе с упразднением отношений частной собственности, в основе которых лежат законы разделения труда и обмена, отпадут и условия для деления общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых. Таким путём будет достигнуто социальное равенство – основа социальной справедливости.
Теоретический же гуманизм согласно этой теории достигается путём снятия религии, источника агрессии и религиозных войн.
Ныне за примерами такой агрессии далеко ходить не надо.
К сожалению, в советский период высота этих принципов была утеряна по объективным и субъективным причинам.
Из-за недостаточного развития производительных сил её не смогла удержать и советская партийно-государственная бюрократия.
По Марксу, высоту принципов теория доказывает своей радикальностью.
Радикальность марксистской теории состоит в том, что она на основе общественно-исторической практики научно обосновывает необходимость перехода к новым отношениям революционным путём, путём, во-первых, слома снизу буржуазной государственной машины и создания пролетарской общинной государственности иного типа, чем буржуазная. Во-вторых, она научно доказывает необходимость с помощью пролетарской государственности насильственного вмешательства в отношения собственности с целью упразднения частного характера присвоения, т. е. присвоения частными лицами источников существования всех, а также предметов индивидуального потребления с избытком, что даёт возможность эксплуатировать чужой труд. Условиями такого присвоения являются общественное разделение труда, товарное производство и обмен.
Ныне экономические противоречия капиталистического способа производства, конкурентная борьба между империалистическими державами вновь привели к их противостоянию. США, страны ЕС, и их союзники противостоят России и её союзникам. Результатом такого противостояния стали длительные социальные катаклизмы в Афганистане, на Балканах, в Ираке, Ливии, Сирии, на Украине и в других странах. Поток беженцев из этих регионов захлестнул развитые страны Европы. Он стремится также за пределы этого континента, а из Украины – в Россию.
Таким образом, в мире вновь складывается революционная ситуация, которая в случае отсутствия мировой коммунистической революции может вылиться в третью мировую войну. Ныне, по нашему мнению, всё своё внимание, мировое коммунистическое движение должно сосредоточить на том, чтобы способствовать овладению принципиальными положениями марксизма угнетёнными массами. Тем самым они вместо того, чтобы убивать друг друга в интересах империализма под знамёнами различных религиозных и националистических идеологий, пошли бы на штурм капиталистической системы с целью уничтожения условий для эксплуатации и угнетения вообще. Но мировые коммунистическое движение ныне теоретически обезоружено, так как в нём широко распространено отрицание почти всех принципиальных положений марксистской коммунистической теории. Прежде всего, отрицается марксистское положение о необходимости уничтожения отношений частной собственности, частного присвоения, подчинения людей законам разделения труда, товарного производства и обмена как формам жизни таких отношений.
Вместе с тем упорно внедряется идея диалектического снятия марксизма, во-первых, в связи с его якобы устареванием, а, во-вторых, потому, что советский опыт, видите ли, не подтвердил правильность этой теории. Но в советский период эта теория подверглась существенной модификации в связи с её применением к совершенно неподходящим условиям отсталой российской действительности. Мы насчитали порядка двадцати теоретических отступлений от фундаментальных положений.
Диалектические сниматели марксизма предлагают из марксизма оставить только метод диалектической логики, нередко в гегелевском исполнении.
Но мы считаем, что принципиальные положения марксистской теории не могут устареть до тех пор, пока существует капитализм, а также потому, что именно на основе диалектической логики, в которую Маркс вдохнул материалистическую основу, классики и открыли законы, закономерности и тенденции общественного развития, сущности социальных явлений.
Вернуть себе утраченный авторитет коммунисты могут только путём следования в русле фундаментальных положений теории, созданной Марксом и Энгельсом, в русле открытых ими законов и закономерностей общественного развития с учётом положительного и отрицательного опыта СССР.
Алексей Насуленко в своём выступлении говорил о потере в СССР классовых ориентиров не только партийной верхушкой, но и пролетариатом. Автор проводил мысль о неизбежности отличий между теорией и реальной жизнью, ходом истории, чего в своё время не поняли, по его мнению, меньшевики. Он считает, что ни Майдан с лозунгом «Пойдём в Европу», ни Антимайдан, звавший идти в Россию, не могли указать Украине подлинно самобытный путь.
Савва Карпов (Молодёжный Университет Современного Социализма) говорил о взгляде на революцию как на беду, сопровождаемую насилием и кровью, призывал к борьбе за социальные улучшения (стабильность, безопасность труда – более важны, чем даже зарплата). Утверждал, что марксистская теория ошибочна, что она устарела, так как была создана 150 лет тому назад.
На вопрос В. Дьяченко, насколько автор знаком с марксистской революционной теорией, ответил, что эту теорию не изучал.
Роман Осин (клуб «Политпросвет» РКРП-РПК) утверждал, что левые не утратили доверие, просто упала политическая активность масс. Коммунисты, по его мнению, выделяются среди левых своей революционностью. Пролетариат должен становиться политическим классом – работая с теми, кто уже протестует. Положителен опыт создания комитетов спасения в Солнечногорске. Необходима связь теории с практикой – к политической революции готовят себя те, кто ходит на заводы. Призывал всех помогать КПСС-РКРП в распространении их газет, листовок, участвовать в их мероприятиях.
Сергей Шеболдаев (координатор инициативной группы по формированию международного движения «Коммунистическое развитие в 21 веке») назвал своё выступление «Какие поступки привели левых к утрате их авторитета»: Вначале – пара цитат из статьи под знаменательным названием «Взгляд из Магадана». Опубликована в марте 2004 года в газете «Трудовая Россия» и выражает позицию местной организации РКРП-РПК:
«Сегодня народ не с нами. Мы – партия меньшинства. Это избавляет нас от необходимости идти на поводу отсталых масс и СДАВАТЬ ОДНУ МАРКСИСТСКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗА ДРУГОЙ (выделено мной – СШ). Успехи рабочего движения в Европе и Америке в борьбе за улучшение своего материального положения сопровождались духовным порабощением пролетариата буржуазией».
«В начале XX века пролетариат хуже ел, хуже одевался, дольше работал, но у него были свои журналисты, писатели, поэты, свои философы и историки, свои музыканты, художники, спортсмены. У него была своя духовная жизнь. В конце XX века буржуазия стала решать, куда пролетариату тратить свободное время и свободные деньги. ЭТУ ФОРМУ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ коммунистическое движение проиграло. Пока пролетариат будет руководствоваться завистью к буржуазии, а не презрением к ней, до тех пор его борьба будет порождать лишь рокировку в мире Капитала, а не свержение его господства. Пример Китая – яркое тому подтверждение. Политическая зрелость движения проявляется в ЯСНОМ ОСОЗНАНИИ ТОГО – ВО ИМЯ ЧЕГО ВЕДЁТСЯ БОРЬБА. Эта борьба должна означать борьбу с буржуазной культурой, борьбу за создание своей классовой шкалы моральных и материальных ценностей. Феодализм не победил бы рабовладельческое общество, если бы в лице христианства не сбросил бы античную культуру этого общества. Буржуазия не победила бы феодализм, если бы в лице протестантизма и атеизма не сбросила католическую культуру феодализма. Рабочий класс не сможет победить буржуазию, если не создаст свою собственную духовную культуру. Ленин завещал нам учиться коммунизму. Тем, кто про это слышал звон, да не знает где он, свой «ленинский путь» надо начинать с библиотеки. Без систематической теоретической работы коммунистическое движение будет буксовать».
К цитатам добавлю: буксует и левое движение в целом.
Началось это после Октября 17-го. Многие и многие «революционные», даже «марксистские» партии и организации постепенно, так или иначе, в той или иной мере вступили на путь отказа от ГЛАВНОГО положения в учении Маркса: необходимости УНИЧТОЖИТЬ ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, чтобы устранить условия угнетения и эксплуатации. И в самой партии большевиков, взявших в руки власть в России «не по Марксу», постепенно поиск путей реализации этого фундаментального положения марксизма сменился отходом от него.
Буржуазному писателю Томасу Манну принадлежат замечательные слова: «Антикоммунизм — величайшая глупость XX века». Чтобы вернуть утраченный авторитет, левым необходимо совершить ГЛАВНЫЙ поступок в своей современной истории: признать, что отрицание марксизма есть величайшая подлость 21 века.
Юрий Люляев (Московское Общество Испытателей Природы): Кто такие «мы»? Ведь левые все разные! Как может экономический фактор – средство порабощения – привести к освобождению человека?
Илья Ферберов (РКРП-КПСС) напомнил высказывание Ленина, что подлинно левыми являются только коммунисты. За текущими задачами политической работы не следует забывать коренные классовые интересы пролетариата.
Александр Бузгалин («Альтернативы») в качестве докладчика от клуба «Диалог» определил «поступок» как то, за что несёшь ответственность, рискуешь, совершая его. Рассказал о трудностях в работе, провале их с Колгановым проекта «Альтерглобализм». Продолжая заниматься рутинной работой, левым следует стать жёстче, но сохранить дискурс Добра и Красоты. Необходимы не слова, а дела.
Этот призыв очень показателен. Наша группа считает, что левые утратили свой авторитет, отказавшись от главного требования классического марксизма – уничтожения частной собственности. Неизбежным следствием этого стал процесс порабощения пролетариата буржуазной психологией, моралью и культурой.
Призыв к «ДЕЛАМ» необходим был ведущим, чтобы, отталкиваясь от этого, оценить позицию инициативной группы «Коммунистическое развитие в 21 веке» лишь как «хорошую ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ лекцию». Характерно и предложение Бузгалина опубликовать в журнале «Альтернативы» только «пассаж о культуре» – далеко не самое важное в содержании наших выступлений.
Перефразируя известные слова о соотношении теории с практикой, можно сказать: нет сегодня для коммунистов более практического вопроса, чем, казалось бы, сугубо теоретический вопрос о путях уничтожения отношений частной собственности.