- Предисловие
- Материалистическое понимание истории и упрощённая интерпретация марксистского формационного подхода
- Отрицание предпосылок для непосредственно коммунистического развития и необходимости мировой коммунистической революции
- Отрицание невозможности непосредственно коммунистического развития в отсталой стране
- Идеалистическое преувеличение роли передовой надстройки в диалектической связи с отсталым базисом
- Деформация марксистской теории относительно первой фазы коммунизма
- Деформация марксистского положения о необходимости уничтожения частной собственности в процессе коммунистических преобразований
- Отрицание необходимости преодоления подчинения людей действию закона общественного разделения труда в первой коммунистической фазе
- Отрицание необходимости преодоления в первой фазе коммунизма действия законов стоимости и товарного обмена
- Деформация марксистской теории в части развития государственности в первой фазе коммунизма
- Как снимают марксизм современные гегельянцы
- Заключение
Общественно-историческая практика показала, что ни одно из принципиальных положений классического марксизма, рассмотренных в этой брошюре, не было реализовано на практике, ни одно из них на сегодняшний день не устарело. Наоборот, жизнь постоянно подтверждает их истинность.
Ошибочным оказался не аутентичный марксизм, а его деформированная, вульгарная интерпретация, которая превратила марксизм из науки в утопию, привела к его дискредитации.
Ныне ошибочной, утопической марксистскую теорию считают либо её идеологические противники, либо люди, которые отождествляют марксизм со сталинским «марксизмом-ленинизмом».
Классическая марксистская теория, безусловно, нуждается в освобождении от посторонних «творческих» наслоений и развитии тех её положений, которые действительно в этом нуждаются, а не отбрасывании её основополагающих начал.
К сожалению, приходится констатировать, что в новейшей истории не было периода, когда бы рассматриваемая теория овладевала не только пролетарскими массами, но и массами коммунистических партийцев, во главе с партийной верхушкой, которая доказывала бы высоту её принципов. На Западе этому мешали различные псевдомарксистские социалистические и коммунистические движения. В СССР марксизм был подменён его вульгарным толкованием, выдаваемым за творческое его развитие, под воздействием малограмотности населения и мелкобуржуазной стихии.
Ныне аутентичной марксистской теорией владеют не то, что массы, а мизерное количество людей. Поэтому важнейшей задачей коммунистов-марксистов является оказание помощи людям левых взглядов в овладении фундаментальными её положениями с тем, чтобы она превратилась в материальную силу, способную изменить мир.
Думается, что для защиты марксистской теории коммунизма, внедрения её принципиальных положений в сознание масс и подготовки их к мировому социальному взрыву, направленному на коммунистические преобразования, необходимо создание мощной международной организации, которая руководствовалась бы следующими марксистскими положениями :
-
Только овладев массами, коммунистическая теория может стать той материальной силой, которая будет способна изменить общественные отношения в направлении их очеловечивания – коммунизма. Только осуществляя революционные коммунистические преобразования, человечество совершит скачок из царства необходимости в царство свободы.
-
Свобода в философском смысле означает необходимость знания законов развития природы, общества и человеческого мышления следование в их русле. В социальном смысле свобода означает отсутствие угнетения человека подневольным трудом. Труд должен быть творческим и свободным в условиях социального равенства.
-
Социальное равенство предполагает отсутствие в обществе социально-классовых различий, равенство людей в общественных отношениях, равенство в удовлетворении их человеческих потребностей, которые у всех людей индивидуальны. Всякое требование равенства, идущее дальше этого, неизбежно приводит к нелепости. Социальное равенство является необходимым условием социальной справедливости.
-
Развитие человеческого общества, также как и развитие природы и человеческого мышления, подчинены законам материалистической диалектики. Поступательное движение происходит от простого к сложному, от менее совершенных форм к более совершенным. При этом не чьё-то сознание (мышление) определяет развитие а, наоборот, объективная действительность, общественное бытие в развитии определяет общественное сознание, формирует соответствующую личность.
-
Движение человеческого общества, как и любое развитие вообще, происходит эволюционно-революционным путём в результате преодоления диалектических противоречий, перехода одних диалектических связей в другие.
-
Коммунизм (от слова общий, всеобщий) является этапом, закономерно вытекающим из всей предыдущей истории, этапом, на котором произойдёт обобществление, а, значит очеловечивание человечества. Коммунизм – это практический гуманизм, который достигается путём ликвидации отношений частного присвоения.
-
С точки зрения социальной философии человеческое бытие развивается от общего к частному, а от частного к всеобщему.
-
Атеизм является гуманизмом теоретическим, который достигается путём снятия религии. Коммунистическое мировоззрение исключает иррациональное мышление, обскурантизм, религиозные и иные суеверия. Но религию физически уничтожить и запретить невозможно, так как она есть фантастический образ отчуждённой человеческой сущности. Религиозное восприятие исчезнет вместе с революционно-коммунистическим изменением бытия. Но «реакционной поповщине» не должно быть уступок.
-
Коммунистическое мировоззрение исходит из материалистического понимания истории, первичности материального производства в жизни людей, за которым следует сфера культурно-нравственная, идеологическая. Производство, а вслед за производством и распределение продуктов, составляют основу всякого общественного строя. В каждом «выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются». Следовательно, конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена. Их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи (Энгельс).
-
В экономическом смысле общество представляет собой совокупность различных форм деятельности людей по производству своей жизни. Механизмом движения человеческого общества является разрешение диалектических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Производительными силами общества являются средства производства (орудия труда, технологии) и человек с его физическими и умственными возможностями. Труд человека является основной производительной силой.
-
Отношения по поводу производства, обмена, распределения, присвоения и потребления жизненных средств образуют производственные отношения.
-
Диалектическая связь между производительными силами и производственными отношениями в марксизме охватывается понятием «способ производства». Каждой исторической эпохе соответствовал свой способ производства. Смена способов производства происходит в результате эволюционно-революционного разрешения противоречий между развивающимися опережающими темпами производительными силами и сдерживающими их рост производственными отношениями. При этом движущей силой развития производительных сил является диалектическое противоречие между постоянно растущими потребностями общества и каждого индивида и возможностями их удовлетворения, что требует усовершенствования орудий труда и технологий.
-
Производственные отношения развиваются внутри отношений собственности.
-
Отношения собственности – это отношения людей по поводу распределения и присвоения жизненных средств. Они могут носить общий, переходный и частный характер.
-
Вначале они носили общий стадный, а затем родоплеменной характер. Общий характер распределения и присвоения исключал для отдельных индивидов возможность присвоения с избытком, создающим условия для господства и эксплуатации. С появлением и развитием разделения труда, обмена, а также патриархальной семьи, распределение и присвоение стали приобретать переходный характер к частному присвоению. Общий характер присвоения, основанный на использовании примитивных орудий труда с низкой производительностью, требовал массы рабочей силы. Постепенно он стал тормозить развитие производительных сил и производительности труда. Через смешанные получастные переходные формы, на смену общему характеру распределения и присвоения пришёл частный характер.
-
Под частным характером распределения и присвоения (отношениями частной собственности) в марксизме понимается обусловленный общественным разделением труда, товарным производством и обменом способ присвоения средств к жизни с избытком, дающим возможность командовать чужим трудом и его эксплуатировать. Развитие разделения труда, появление прибавочного продукта обусловило появление моногамной семьи во главе с мужчиной, рабства, вначале в семье (рабы – жена и дети), а затем и в обществе. Присвоение прибавочного продукта рабского труда вначале способствовало совершенствованию орудий труда, развитию культуры и способностей человека.
-
Развитие разделения труда и обмена расслоили общество на ненавидящие друг друга классы эксплуататоров и эксплуатируемых. Их необходимо было держать в узде, чтобы они не уничтожили друг друга. Появляется государственность, опирающаяся на насилие. Возникают деспотические государства азиатского типа, в которых частная собственность, частный характер присвоения, ещё не носит развитого характера. Источники существования всего общества находятся в собственности государства, во главе с деспотом и его свитой. Они эксплуатируют всё остальное население. Производственные отношения ещё носят смешанный, переходный к частному присвоению характер.
-
Окончательно сформировался частный характер присвоения в период античности, с рабовладельческим способом производства. Апогеем развития этого способа производства стала Западная Римская Империя.
Отношения частной собственности (частного присвоения) впервые находят своё развитое юридическое выражение именно в древнеримском частном праве. С тех пор возникшие естественным путём отношения собственности стали находить своё отражение в правовой надстройке.
-
Производственные отношения развиваются внутри отношений собственности.
Они носят характер этих отношений. Поскольку отношения собственности, распределения и присвоения, могут носить общий, переходный и частный характер, постольку и производственные отношения могут носить общий, смешанный (переходный) и частный характер. Находясь в диалектической взаимосвязи с производительными силами, производственные отношения в процессе развития определённого способа производства, начинают отставать от развития производительных сил из-за устаревающих отношений собственности. Конфликты между производительными силами и производственными отношениями приводят к экономическим кризисам, к разрушениям производительных сил, к уничтожению произведённого продукта, а при капитализме – и к безработице. Они революционизируют сознание масс, становятся причиной войн, классовых столкновений и политических революций.
-
Совокупность производственных отношений «составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще».
-
Базис и надстройка находятся в диалектическом единстве. Они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Будучи обусловленной базисом, политическая и юридическая надстройка с её философскими, идеологическими, культурными и нравственными институтами, обладает относительной самостоятельностью и имеет обратное влияние на экономический базис. Однако, в конечном счёте, надстройка всегда обусловлена экономическими отношениями, экономическим базисом общества.
-
Человечество в своём поступательном историческом движении прошло через первичную и вторичную формации, внутри которых развивались последовательно сменявшие друг друга способы производства со своими производственными отношениями. Первобытные отношения – с общей собственностью, азиатские (переходные) отношения – с государственной собственностью, античные, феодальные и капиталистические отношения – с частной собственностью. Каждая экономическая общественная эпоха шаг за шагом проходила свой диалектический путь становления, развития, доминирования и угасания. Переход человечества в новую формацию происходил только тогда, когда предыдущая формация полностью вырабатывала свой потенциал. И даже когда определённые экономические отношения доминировали в обществе, в нём всё равно, как генетическая память, сохранялись отношения ушедших эпох, – а также присутствовали новые хозяйственные отношения, которые, зарождаясь в старых, затем их отрицали. Впереди у человечества – третичная формация обобществившегося, т. е. очеловечившегося человечества с коммунистическими отношениями общего владения, т. е. отношениями общей собственности, но на более высоком уровне, по сравнению с первобытнообщинным способом производства и присвоения.
-
Переход к коммунистическому обществу потребует насильственного вмешательства в отношения собственности, ликвидации частного характера присвоения. Поэтому уничтожение частной собственности является главным коммунистическим требованием.
-
Капитализм сформировал новую частную собственность – капиталистическую – через присвоение прибавочной стоимости, произведённой наёмной рабочей силой. Но одновременно он создал и своего могильщика – пролетария. Пролетарий – это наёмный работник умственного или физического труда, отчуждённый от продукта своего труда, не имеющий в собственности иного капитала, кроме своих способностей к труду.
-
Частная собственность отчуждает производителя от продукта его труда, человека от человека, человека от природы, человека от возможности всестороннего развития его способностей.
-
Смена капиталистических отношений отношениями коммунистическими произойдёт революционным путём. Из всех революций коммунистическая революция является наиболее полной, так как она предшествует возникновению такого общества, где «социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» и захватническими войнами.
-
Конечно, «коммунисты были бы последними, кто стал бы возражать против уничтожения частного присвоения мирным путём. На путь революционной вооружённой борьбы пролетариат становится вследствие того, что его развитие насильственно подавляется буржуазией и буржуазной властью».
-
Социальную революцию по желанию кого-либо свершить невозможно.
Она вызревает объективно. Можно подготовить и совершить политическую революцию, захватив власть. Однако это не будет революцией социальной, если для неё не созрели социально-экономические условия. Очевидно, что «всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны… что революции нельзя делать предумышленно и по произволу и что революции всегда и везде являлись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависели от воли и руководства отдельных партий и целых классов. Но, вместе с тем, очевидно, что развитие пролетариата во всех цивилизованных странах насильственно подавляется и, „что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию”».
-
Переход человечества к новой коммунистической (новообщинной) формации невозможен без мировой коммунистической революции, что ей должна предшествовать, во-первых, универсализация мировых производительных сил, достижение ими такого уровня развития, который давал бы простор для их дальнейшего развития, исключал бы всеобщее распространение бедности; во-вторых, должна сформироваться всемирно-историческая, универсальная интернациональная личность пролетария. Ибо пролетариат может существовать «только во всемирно-историческом смысле, подобно тому как коммунизм – его деяние – вообще возможен лишь как „всемирно-историческое” существование». В-третьих, классическая марксистская коммунистическая теория должна овладеть массами, чтобы стать материальной силой, способной изменить мир.
-
Существование мирового капитализма и мирового рынка исключает возможность собственно коммунистического развития отдельной страны.
-
Подготовка к мировой коммунистической революции, формирование её субъективного фактора должно осуществляться путём создания единой мощной международной коммунистической организации, стоящей на платформе марксизма, способствующей овладению массами этой теорией, разрабатывающей программу мирового коммунистического переустройства общества и коммунистического движения.
-
Необходимо сочетание различных форм политической борьбы пролетариата против буржуазии с целью разрушения буржуазного государственного аппарата и создания на переходный период своего пролетарского государства коммунального (общинного) типа.
-
Коммунальная (общинная) государственность не совместима с принципом разделения властей на законодательную и исполнительную. Одни и те же лица должны принимать законы, заниматься их реализацией и следить за их исполнением.
Все государственные лица должны избираться. Выборы в органы власти от общин производятся из числа пролетариев, а также лиц, стоящих на позиции коренных классовых интересов пролетариата. Должен быть предусмотрен самый простой механизм отзыва зарвавшегося депутата той организацией, которая его выдвигала и регулярная ротация.
Пролетарская общинная государственность не предполагает высших должностных лиц.
Зарплата чиновников любого ранга не должна превышать зарплаты квалифицированного рабочего.
Государство-коммуна не опирается на регулярную армию и полицейский аппарат. Защиту от внешних и внутренних угроз осуществляет вооружённый народ, народные дружины на добровольной основе.
Все судьи избираются народом и ответственны перед ним.
Органы власти должны быть отделены от науки, чтобы исключить политическое давление.
Церковь должна быть отделена от государства, а школа от церкви. Служители церкви, пока ещё у части общества остаётся религиозное сознание, должны вести жизнь апостолов, существующих на подаяния прихожан.
-
Пролетарское государство-община на переходе к полным коммунистическим отношениям должно осуществлять политику диктатуры коренных классовых интересов пролетариата, сущностью которой является насильственное вмешательство в отношения собственности через создание ассоциации производственно – потребительских коммун (общин) и других форм с целью постепенного уничтожения отношений частного присвоения.
-
Коммунизм – это общественная жизнь и деятельность на основе общности имущества, реализуемая в общинах и через общины. Мировая коммунистическая революция представляет собой революционный процесс создания, снизу доверху, ассоциации самоуправляющихся форм объединения трудящихся с общественным производством и бытом. Через такие формы должно осуществляться преодоление подчинения человека общественному разделению труда, законам товарного производства и обмена с целью уничтожения отношений частной собственности. Таким путём ликвидировались бы социально-экономические условия для существования классов и государственности вообще. Происходило бы слияние городского и деревенского труда, умственного и физического, управленческого и исполнительского труда, происходила бы ликвидация больших городов.
-
Для преодоления подчинения человека действию закона разделения труда необходимы:
а) дальнейший рост производительных сил за счёт совершенствования машинного производства и управления, формирование всесторонне умственно и физически развитой личности с широкой специализацией, соединение воспитания подрастающего поколения с материальным производством, ликвидацию пожизненных оплачиваемых профессий;
б) постепенное слияние городского и сельского труда и как следствие, ликвидация товарного производства и обмена;
в) постепенная ликвидация отрыва умственного труда от физического, творческого от рутинного – путём их чередования, включение в действие закона перемены общественного труда, значительное сокращение рабочего времени;
г) равномерное распределение промышленности по всей территории, постепенная ликвидация различий в условиях жизни в больших, средних и малых городах, развитие не больших промышленных городов, а малых и средних поселений-коммун;
д) отмирание государства и переход на самоуправление, – т. е. ликвидация общественного разделения труда в сфере управления, ликвидация труда начальников и подчинённых.
-
Огромная «концентрация в городах является основным условием капиталистического производства. Только общество, способное установить гармоническое сочетание своих производительных сил по единому общему плану, может позволить промышленности разместиться по всей планете так, как это наиболее удобно для её развития и сохранения, а также и для развития прочих элементов производства». Крупные города должны быть постепенно ликвидированы. Должны развиваться мелкие и средние высокотехнологичные поселения с развитой инфраструктурой, приближённые к сырьевым источникам.
-
Уничтожение «противоположности между городом и деревней не только возможно, – оно стало прямой необходимостью для самого промышленного производства, как и для производства сельскохозяйственного, и, сверх того, оно необходимо в интересах общественной гигиены. Только путём слияния города и деревни можно устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы… Капиталистическая промышленность уже стала относительно независимой от узких рамок местного производства необходимых ей сырых материалов… Вырастив новое поколение всесторонне развитых производителей, которые понимают научные основы всего промышленного производства и каждый из которых изучил на практике целый ряд отраслей производства от начала до конца, общество тем самым создаст новую производительную силу, которая с избытком перевесит труд по перевозке сырья и топлива из более отдалённых пунктов».
-
Первая фаза коммунизма представляет собой ассоциацию коммун (общин), кооперативов, народных предприятий и других форм обобществления производства и быта трудящихся, временно объединённых общинной государственностью, которая путём планомерного производства и планомерного распределения обеспечивала бы движение обратное по отношению к капитализму. На этом пути разделение труда регрессирует. Различие между сельским хозяйством и промышленностью исчезает. Противоположность между умственным и физическим трудом стирается, практикуется перемена труда. Образование более не отделено от производственной деятельности. Распределение осуществляется по труду через именные квитанции, а не деньги. Денежное обращение постепенно атрофируется и исчезает. Производственные площади и жилые районы распределяются рационально по территории. Громадные капиталистические агломерации постепенно ликвидируются. Создаются высокотехнологичные поселения. Государство, в конце концов, растворяется в обществе с полным переходом на общественное самоуправление, координирующееся с помощью электронной техники. В конце переходного периода производительные силы обеспечивают изобилие продуктов, которые начинают распределяться по разумным потребностям, сохраняющим природу. Присвоение становится прямым, без каких – либо квитанций. Все становятся социально равными.
-
Более высокая фаза коммунизма предполагает:
— высокий уровень развития универсальных, в масштабе планеты, производительных сил;
— отсутствие порабощающего человека подчинения его разделению труда, законам товарного производства и обмена, перемену труда;
— отсутствие присвоения средств к жизни с избытком, дающим возможность эксплуатировать чужой труд;
— творческий труд, как первую потребность жизни, а не средство для её поддержания;
— изобилие продуктов и распределение их по разумным потребностям;
— вместо государственного управления – коммунистическое (общинное) самоуправление через координирующие органы: управление процессами, но не людьми.
-
В ходе коммунистического (общинного) развития будут стираться государственные границы между народами. Нации и народности будут сливаться.
В связи с этим пунктом разрешите поинтересоваться:
«Диктатура интересов пролетариата» — это диктатура самого класса трудящихся или это «диктатура» от имени класса трудящихся так сказать, в интересах трудящихся?
В названных коммунах кто распоряжается средствами производства: через свои избранные органы самоуправления, или какие либо высшие инстанции?
Иными словами: коммунистические отношения вырастают из государственной собственности или из общественной собственности? И есть ли отличие между первой и второй формой собственности?
— Скорее 1-е, чем 2-е. И это возможно (марксистское видение пост-капиталистического развития не утопия).
Вопрос явно навеян буржуазными революциями прошлого века, когда капитал взял на щит (с подачи Ленина) около-марксистскую идеологию, вместо традиционного либерализма.
— 1-е. Необходимы возможность отзыва своих депутатов и обязательная ротация производителей среди всех сфер деятельности включая управленческую. Человек уже на 1-й фазе коммунизма (в процессе коммунистической революции) не должен иметь профессии, не должен быть привязан к одному роду деятельности. В том числе будут отсутствовать управленцы, подобно тому как при капитализме (или даже в процессе буржуазных революций) находятся вне закона рабовладельцы.
С т.з. политики левые идеи, достижение общественной справедливости видится в лишении упомянутых вами «высших инстанций» политической власти. В рамках экономики - это равенство присвоения, лишение меньшинства высоких доходов. Однако сами по себе ни политический бунт, ни экспроприация богачей не ведут к общественному развитию. Ключ даёт 3-я наука, - политэкономия, - в рамках к-рой пост-капиталистическое развитие, конец эры эксплуататорских формаций связывается с уничтожением подчинения человека общественному разделению труда, - формы частной собственности непосредственно в производстве.
— Что есть государство? Монополия на легальное (принимаемое моралью общества) насилие. В эксплуататорских формациях, с т.з. политэкономии, Г. — частная собственность бюрократии. Так же и в процессе комм. революции без легального насилия (диктатуры) обойтись к сожалению не удастся, а следовательно и без субъекта, осуществляющего его — пролетарского государства. Или, по выражению Ленина, полугосударства: исчезает частное присвоение его какой-либо группой лиц.
О собственности, т.е. отношениях людей по поводу присвоения, можно почитать здесь. В марксизме различают собственность прямую и частную. Последняя является коренной причиной эксплуатации и насильственно подавляется пролетарским полугосударством на 1й фазе коммунизма, подобно тому как капитал насильственно подавляет феодальное присвоение и рабовладение.
Спасибо!
О собственности прочитаю обязательно.
Но, пока предварительно, хочу уточнить: можно ли считать уничтожением подчинения человека общественному разделению труда — власть собраний работников на всех уровнях общества? Повсеместное внедрение прямой трудовой демократии, передача всей полноты власти (права принятия ключевых решений об общественной жизни) собраниям трудящихся, студентов, пенсионеров и других групп угнетенного населения, на первых порах — так следует понимать учение Маркса и Энгельса? Социализм — это создание выборных и строго подчиненных собраниям Советов для контроля трудящихся над предприятиями, жильем, образованием и прочими сферами жизни (с проведением регулярных собраний коллективов, обладающих правом решающего голоса, и правом отзыва или замены своего делегата в любой момент)?
А хозяйственное планирование каким виделось классикам: Совместное планирование снизу самоуправляемыми коллективами работников, жильцов и потребителей хозяйственной деятельности?
Или же планирование «сверху» идущее от «полу-государства»?
Вопрос о частной собственности не так уж сложен для понимания. Нужно только понять, какие условия позволяют владельцам средств производства и жизненных средств присваивать чужой неоплаченный труд. Если рассматривать этот вопрос с позиции существующего законодательства, то ответа мы никогда не найдём. Здесь всё правильно и всё по ззакону, тем более что сейчас, особенно в нашей стране любой закон может быть принят в течении короткого времени, если господствующий класс будет в таковом нуждаться...
Частную собственность, при помощи которой капиталисты всех мастей могут присвоить чужой неоплаченный труд следует рассматривать с позиции науки Маркса. Почему? Да потому, что лучше и полнее Маркса никто этот вопрос не рассмотрел. И хотя эта тема так или иначе широко обсужается и сегодня, есть смысл вернутся непосредственно к рассмотрению условий, при которых становится возможной эксплуатация человека человеком. Присвоение чужого неоплаченного труда происходит в процессе неравного обмена разных по своей сути и величине стоимостей. Капиталисты оплачивают рабочим стоимость рабочей силы как товара, а взамен присваивают стоимость, которую рабочие создали в процессе своего труда.этот обмен удачно маскирует форма проявления заработной платы. Создавая видимость взаимовыгодного отношения рабочих и капиталистов. Вместе с тем рабочие в процессе труда сохраняют средства производства, и хотя рабочим это стоит их труда, капиталистам сохранённые рабочими средства производства достаются даром. Как манна небесная, как дар божий, только не от бога, а от рабочих. Маркс раскрыл в полном объёме условия, при которых владелец денег находит на рынке рабочую силу как товар.
Если теоретически допустить, что заработная плата рабочих будет расти, и достигнет того уровня, когда капиталистам нечего будет присваивать, то это будет эволюционный путь перехода от капитализма к социализму.
Теоретически это возможно, а практически нет, остаётся это же самое сделать, но уже революционным путём. Частная собственность не отменяется и не уничтожается. Уничтожаются лишь условия, при которых владельцы средств производства и жизненных средств могут присваивать чужой неоплаченный труд. Если иметь в виду под уничтожением частной собственности уничтожение всех условий для эксплуатации человека человеком, то это правильное понимание вопроса. И именно это в доступной для понимания рабочими форме следует доводить до рабочих. И именно с этой позиции объяснять действия государственных чиновников, за благими намерениями которых просматривается дорога в ад...
Тот же вопроси выхода на пенсию и размер пенсии и т.д.
Более подробное рассмотрение вопроса покажет нам, что нам предстоит изменить отношения между людьми в процессе производства и распределения жизненных средств. Про деньги нечего голову ломать. Так как на первом этапе уничтожаются условия для применения денег в качестве капитала. А деньги как деньги остаются и если всё сделано правильно и социализм начнёт своё становление и развитие, то будут созданы все условия для отмирания денег . Они отомрут за своей неадобностью, как и государство диктатуры пролетариата. Человек изменяя окружающую его действительность, в силу одних и тех же действий изменит и скмого себя. И нет смысла специально готовить людей для жизни при социализме и коммунизме...
Самое главное заключается в том, чтобы мы с вами поняли, что в жизни нашего общества был такой период развития, который можно назвать контрреволюционным переворотом. Когда наша революция 1917 года потерпела своё поражение. Что это поражение произошло не одномоментно, а растянулось на срок более десяти лет, где нет ни чёткого его начала, и нет чёткого его завершения. Здесь для полного понимания сути вопроса нужны только знания и желание познать правду.
А правда такова, именно И.Сталин предал завоевания революции. Именно И.Сталин исказил науку Маркса под видом её дальнейшего развития. И вряд ли кто меня сумеет убедить в том, что И.Сталин лишь заботясь о здоровье Ленина, по сути изолировал его от всех дел и от общения с людьми. Более того приложил руку к смерти В.И.Ленина. Если этому нет прямых доказательств, то в данном случае здесь главное действующее лицо И.Сталин, и от смерти Ленина лишь он имел огромную выгоду, лишь он получал самое благоприятное для захвата всей власти в свои руки положение дел. Анализ развития нашего общества, непредвзятый и с позиции науки Маркса показывает каким был возврат нашей страны к капитализму. Мы имели в нашей стране и рабовладельческий строй и феодальный строй и капитализм, который успешно выдавали за социализм. А на самом деле, человек, изучивший и понявший суть науки Маркса без труда определит, что наш социализм как две капли воды с капитализмом, как брат близнец этого капитализма, единственной особенностью которого было то, что его выдавали за социализм. Это был своего рода волк в овечьей шкуре. А вопрос стоит так, сколько ещё времени нам с вами надо, чтобы этот вопрос понять в полной мере? Мы хотим построить социализм не пытаясь понять своё прошлое развитие? это тупик самый настоящий. До тех пор, пока мы не познаем правду о нашем с вами бывшем социализме, до тех пор мы будем лишены всех шансов на победу социализма в нашей стране и соответственно и во всём мире. И.Сталин давно умер, но до тех пор, пока мы не поймём его роли в жизни нашего общества, которую он сыграл при жизни, он продолжает жить и влиять на наше с вами будущее. Такую цену мы платим за наше нежелание беспристрастно взглянуть правде в глаза. Не самое почётное занятие спасать честь замаранного мундира...