Принципы альтернативных левых
Альтернативные левые – это движение современного социализма. Всякое политическое течение является исторически конкретным. Невозможно быть марксистом в начале XXI века, как невозможно было быть якобинцем в конце века XIX-го. Политическое течение, которое сохраняет себя неизменным на протяжении десятков и сотен лет, превращается в церковную организацию со схоластической теорией. В таком положении оказались все левые политические направления, а в особенности – марксизм. На каждом шагу мы обнаруживаем нерушимые святыни, тщательно оберегаемые реликты прошлого, авторитетные слова святых отцов. Не исследование современного мира, а трактовка священных текстов стала содержательной стороной «теоретической» деятельности любых левых групп и течений, если таковые и вовсе не уходили вправо, к либерализму или консерватизму. Оковы сжимают социализм долгие десятилетия, и невозможно представить, чтобы они лопнули сами собой. Старое левое движение, берущее за основу ту или иную форму реконструкции ушедших в прошлое революционных течений, не может перерасти само себя, оно останется на долгие годы особой политической силой в какой-то мере реакционной.
Социалистическая мысль между тем не может оставаться неизменной. Ей душно в роли древней святыни, она рвется на площади, к свежему воздуху актуальной политики. Поскольку современный социализм – это не отрицание, а развитие социализма XIX и XX веков, то его материальным воплощением является не «новое левое», а альтернативное левое движение. Последнее, в свою очередь, опирается на ряд принципов, значение и истинность которых так же условны, как условен любой научный факт, приложенный к политической теории.
- Альтернативные левые считают социализм прикладной наукой. Нет и не может быть социализма как рафинированной теории, оторванной от актуальной практики человеческого общежития. Социализм – это наука о способах, формах и методах организации бесклассового общества.
- Альтернативные левые считают, что люди сами способны определить ту или иную форму посткапиталистического общества. Детерминизм, понимаемый вульгарно, и приложенный к политической практике всегда ведет к фатализму, а, в конечном счете, к пассивности. Познавая законы природы, человек учится преодолевать их. При этом разрешение основных противоречий капитализма может быть осуществлено множеством вариантов. Иными словами, социализм будет таким, каким человечество сможет его сотворить. Будущее не предопределено.
- Альтернативные левые считают практику единственным критерием теоретического знания. Самая гениальная логическая догадка должна иметь точку опоры. Ни одно теоретическое утверждение не может быть признано верным, а тем более аксиоматическим, если оно не прошло и не проходит ежедневно множество практических проверок.
- Альтернативные левые отвергают традицию политической грубости, возведенную в ранг священной коровы у старых левых. Со времени рождения социализма во всех его основных течениях господствовали не принципы научной дискуссии, цель которой выяснение истины, а хамство, ругань и пошлый надменный тон. Альтернативные левые провозглашают принцип лояльности взамен принципа приверженности букве священных учений. Всякая гипотеза имеет право на существование до тех пор, пока она не опровергнута практикой и экспериментом, а соратники и товарищи по движению, несмотря ни на какие разногласия, – это друзья, достойные доверия, поддержки и уважения, а не боевики враждующих религиозных сект. Альтернативные левые стремятся к максимально широкому объединению сил для борьбы за новый социализм.
- Альтернативные левые видят основной задачей своей деятельности реализацию программы современного социализма, но не утверждение «истинного учения». Вместо реконструкции революционных движений прошлого, альтернативные левые предпочитают смотреть в будущее, они провозглашают принцип серьёзности намерений. К цели могут вести разные пути, догматическая косность не должна мешать учению расти и побеждать.
- Альтернативные левые сохраняют приверженность основному постулату научного социализма – только уничтожение частной собственности и преодоление товарного производства сможет обеспечить выживание человечества и качественный рывок в развитии производительных сил общества. Вместе с тем государственная и «общественная» собственность на наемных рабов не ликвидируют, а консервируют капиталистическую эксплуатацию – это показала история «социалистических» государств. Поэтому, только реальное развитие производительных сил, уничтожающих на практике ручной и наемный труд, создает экономическую основу социализма.
- Альтернативные левые не считают решенным вопрос о революционном субъекте в настоящую эпоху. Поиск нового революционного субъекта для альтернативных левых является важным направлением теоретической мысли. Вместе с тем альтернативные левые стоят на точке зрения классовой теории. Современный мировой правящий класс – это финансовая олигархия, которая разительно отличается от классической буржуазии. Формы эксплуатации, формирование богатств элит и взаимодействие классов значительно изменились за последние 150 лет.
- Альтернативные левые стоят на принципиально антигосударственных позициях. Всякое государство – это форма классового господства. Всякое государство – это насилие и привилегии. Государство не только отражает классовые противоречия, но и формирует их. Любая устойчивая форма государственного управления в обществе посткапитализма будет служить потенциальной базой восстановления классовых отношений. Уничтожение государства является важнейшей предпосылкой для развития социализма. Вместе с тем централизация экономики и целого ряда общественных процессов не являются формой государственности.
- Уничтожение классового угнетения и дискриминации идут рука об руку. Социализм неотделим от освободительного движения дискриминируемых групп, однако только материальная база социализма создаст условия для полного и всестороннего освобождения человека. Альтернативные левые выступают последовательными противниками политики идентичностей как либеральной идеологии разобщения угнетённых групп.
- Альтернативные левые являются принципиальными противниками реакционного «социализма», опирающегося на сталинистскую ревизию марксизма и провозглашающего идеалом социалистического движения казарменный строй бюрократической аристократии. Для альтернативных левых недопустима защита и оправдание любых форм угнетения и привилегий, даже если история их тесно связана с «левой» фразой и позой.
- Альтернативные левые не считают себя «марксистами», «анархистами» или представителями каких угодно ушедших в прошлое левых политических течений. Альтернативные левые – это течение, которое существует здесь и сейчас, имеет начало, и, очевидно, придет к логическому концу. Альтернативные левые отказываются надевать маску непогрешимых спасителей мира, чья теория и практика могут быть высечены в граните на веки вечные как образец для потомков.
- Альтернативные левые считают вопрос о форме организации техническим вопросом. Любая организационная форма должна соответствовать условиям работы политических активистов. Не может быть единственно верных, спасительных и волшебных форм организации, которые как принцип возвышаются над практикой ежедневной жизни и творят её.
- В конечном счете, альтернативное левое движение – это движение. Оно требует от самого себя развития, самокритики и практических результатов. Именно поэтому альтернативные левые приветствуют любую причастность к деятельности движения, и в первую очередь критический научный взгляд на свои собственные принципы и действия.
Телеграмм: https://t.me/altleft_org
@my_class_war — по всем вопросам
Паблик в ВК: https://vk.com/altleft_org
Судя по принципам, альтернативные левые — это сторонники бузгалинского журнала «Альтернативы». Журнал пропагандирует еврокоммунистические идеи безреволюционного развития, отрицает необходимость диктатуры коренных классовых интересов пролетариата в переходный период. А.В.Бузгалин объединяет сторонников школы так называемого критического марксизма. В философском плане это скорее всего
неогегельянское направление.