Нина Нечаева
Не успел мир, тяжело вздохнув, робко вступить в новый год, как саудовцы преподнесли кровавый сюрприз: отрубили головы сорока семи человек. По миру прокатилась волна протестов, особенно бурно в тех частях, где живут мусульмане – шииты. В Иране разгромили саудовское посольство, в Индии жгли изображения короля Салмана. Саудовцы в отместку разбомбили посольство Ирана в Йемене, их друзья стали рвать дипломатические отношения с Ираном. Потом тема для СМИ потеряла остроту. В России тем более. Российскому обывателю ведь что в тех краях интересно? Экономно отдохнуть, пузо на тёплом песке погреть, на верблюде покататься, в море тёплое окунуться. У себя под носом не знают, что творится, а в дальних краях тем более. Итак, поподробнее.
Во-первых, в бойне отличились не свирепые ИГИЛовцы, о которых слышим с утра до вечера, а государство, с сентября месяца прошлого года возглавляющее ООНовский комитет по правам человека. На этот ответственный пост их пристроили англичане. Американцы устами чиновника из Белого дома тоже тогда выразили надежду, что хоть в самом королевстве есть проблемы, зато в мировом масштабе они себя проявят. Вот и проявляют. В 2015 казнили более 150 человек в родной саудовщине. Разбомбили в Йемене больницу, школу для слепых, жилые кварталы. На командном пункте у них были английские помощники. Сейчас общественные организации интересуются, кто там у кого под началом был – саудовцы у англичан, или англичане у саудовцев.
Вообще-то, если бы не несчастный шейх, иранцы шум не подняли бы – у самих шариатский суд на всё про всё. Больше пятисот человек в прошлом году казнили. И далеко не всегда отпетых злодеев. В Иране вешают за богохульство, супружескую измену, наркоту, неправильную сексуальную ориентацию. За выбитый глаз у обидчика глаз достают, за воровство пальцы рубят… Головы, правда, не рубят, зато могут камнями побить. Могут и просто расстрелять.
За что преследуют в Саудовской Аравии? Во-первых, за то же, что и в ненавистном им Иране. Есть, конечно, и свои находки. Атеизм и участие в демонстрации с требованием демократии приравнивается к терроризму с дальнейшей перспективой стать короче на голову. В 2014 году был принят закон о наказании смертной казнью за ввоз библии. (Вообще саудовцы, любящие везде и всюду строить мечети, у себя запретили строительство культовых сооружений других конфессий.) Возраст для вынесения смертного приговора не помеха – после выбитого под пытками признания приговор подросткам тот же, что и взрослым.
О том, как гнобятся женщины в аллахоспасаемом королевстве, можно рассказывать до бесконечности. Жаль, что у нас не переводится достаточно книг по этой части. Вот кое-что из области прав, вернее, бесправия. В суде показания двух женщин соответствуют показаниям одного мужчины. Практикуется ужасное женское обрезание (правда, уже не повсеместно). Лечиться женщина может только с разрешения опекающего её мужчины. Дети при разводе остаются у мужа. Если женщину изнасиловали, то это приравнивается к прелюбодеянию. Недавно девятнадцатилетнюю женщину изнасиловали семь мужчин. Думаете, наказали мерзавцев? Ничего подобного. Её приговорили к двумстам ударам плетью и тюремному заключению на полгода. Адвоката, пытавшегося её защищать, лишили практики, забрали лицензию. (Теперь ребята с такими нравами прут в Европу, а тамошние обыватели лопочут о толерантности. В Норвегии курсы учинили для беженцев – просвещают, как нужно относиться к женщинам.)
К побиванию камнями за адюльтер приговорили прислугу из Шри-Ланки, а её партнёр отделался 100 ударами плетью. Там много бедолаг из Шри-Ланки в прислуге. Манят большие заработки по сравнению с тем, что на родине. Но часты издевательства, бывают и убийства – и всё сходит с рук. Обезглавили няньку из Шри-Ланки, у которой при непонятных обстоятельствах умер младенец. Когда её арестовали, она была несовершеннолетней. Голову несчастной отсекли тремя ударами сабли, и она на всю площадь кричала о невиновности.
С иностранцами там не церемонятся. Осенью британскому министру иностранных дел пришлось подключаться к вызволению из саудовских застенков почтенного подданного её величества. Стражи порядка нашли в багажнике машины самодельное вино. Приговор – триста пятьдесят ударов плетью. Ему 75 лет, он 25 лет трудился на этих паразитов, помогал нефть добывать. Пока в тюрьме сидел – жена умерла. Он и сам человек здоровья слабого – диабетик, болел онкологией. Еле выцарапали.
Из 47 человек, казнённых 2 января этого года, четверо – из тех, кто в 2012 году выходили на демонстрации, хотели демократии. Были там и несовершеннолетние, и психический больной. Бедняге шейху вменили в вину призывы к бунту и ношение оружия, хотя он это начисто отрицал. Как всегда, суд был тайным и без права на защиту.
Сейчас правозащитные организации, мировая общественность борются за жизнь других приговорённых. В их числе известный палестинский поэт, деятель культуры, член международных организаций Ашраф Файед (35 лет). Ревнители нарыли в сборнике его стихов нечто оскорбляющее религию (хотя специалисты говорят, что ничего там такого нет), что он дурно влиял на молодёжь. Единственный свидетель его вольнодумства – какой-то негодяй, с которым у него был спор в кафе по части искусства. Тот утверждает, что имело место оскорбление религии. Атеизм доказать было сложно – стали пенять, что курит и носит длинные волосы, а также сфотографировал на мобильный телефон на какой-то выставке коллег – женщин. Вообще-то особенный гнев ревнителей веры вызвало то, что он поместил в UTube видео, где было показано избиение плетьми религиозной полицией человека в Аббе. В 2013 году поэта приговорили к трём годам заключения и восьмистам ударам плетью. Теперь людоедам показалось мало – смертный приговор. Отец, когда узнал – умер.
Отклонена апелляция троим симпатичным молодым людям – Дауду аль Маруну, Абдулле аль Захеру и Али Мухаммеду аль Нимру. Вина – ребята участвовали в протестах 2012 года.
Абдулле аль Захеру было 15 лет, когда его арестовали в 2012 году. При аресте его ранили, избивали. В тюрьме под пытками заставили подписать пустой лист, который потом заполнили «признаниями», что собирал участников митинга, скандировал лозунги, хранил «коктейль Молотова», поджигал машину. Он в ужасном состоянии, с изувеченным лицом.
Закрытый криминальный суд в 2014 году приговорил его к распятию.
Дауду аль Маруну, когда арестовали, было семнадцать лет. За что? Он отказался шпионить за товарищами, участвовавшими в протестных действиях. Парень очень общительный, любимый товарищами. Мечтал стать инженером. Забрали его из больницы, перед операцией на глазу. Как водится у них – пытали, издевались, заставили подписать чистый лист. Особенно ставили в вину дружбу с племянником казнённого шейха аль Нимра Али Мухаммедом. Приговор закрытого криминального суда: сначала – распятие, потом обезглавливание.
Али Мухаммед аль Нимр, надо думать, особенно пострадал из-за родства с шейхом. Схема та же. Обвинение – участие в демонстрации, сбор участников, объяснение, как оказывать первую помощь потерпевшим. Приговор вынесли в 17 лет – распятие. Несомненно, немалую роль в аресте и приговоре сыграло родство с шейхом.
Сейчас все трое находятся в изоляции в ожидании исполнения приговора.
Уже несколько лет томится в заключении блоггер Раиф аль Бадави, его обвинили в публикации материалов, «которые наносят вред общественному порядку», за критику клерикализма, религиозной полиции, за то, что держал либеральный блог и не хотел удалять неугодные клерикалам посты. Приговор Раифу – десять лет тюрьмы и 1000 ударов плетью – по 50 еженедельно. Он – человек хрупкий, с повышенным давлением, после первых пятидесяти ударов не мог долго оправиться. Его адвоката тоже посадили. Несколько дней назад в тюрьму отправили сестру Раифа с двухлетней крохой – дочкой. Жена Раифа, опасаясь за свою жизнь и жизнь детей, с тремя дочками бежала в Канаду. Её постоянно донимали угрозами.
Мировое общественное мнение? Не смешите мои копыта. За Бадави по миру петицию подписал миллион человек. Ему присуждена сахаровская премия Евросоюза. Недавно опять петицию с 250 000 подписей в его защиту и его адвоката Энсафа Хайдера, получившего аналогичный приговор, передали в саудовское посольство в Лондоне. Посольство ответило, что судебная власть в королевстве отделена от правительства. (Ещё бы, суд-то по духовному ведомству, шариатский, но терзают и убивают телесно). Британский замминистра Этвуд сказал, что шаги должны быть постепенными, в соответствии с нравами саудовского общества. (Нам тоже известно одно государство, где чувства верующих, в отличие от атеистов, святы, что закреплено законодательно высокодуховными парламентариями.) Судя по тому, как развиваются события в мире, отсчёт времени пошёл в обратном направлении – к седьмому веку нашей эры, когда курайшиты понемногу грабили, понемногу торговали, пророк начал проповеди, а Европа пребывала во мраке Средневековья. Но тогда не было нынешней возможности уничтожения не только целых государств, но и вообще жизни на Земле.
Это когда-то нищее государство до 1938 года кормилось, в основном, как и в старину, торговлей, грабежами и святыми местами. И вдруг подфартило с нефтью. Обрушился на дом Саудов золотой дождь. Но со святых мест пенки продолжают снимать. В Мекке и Медине понастроили гостиниц, супермаркетов, развлекушек. Как пишет в своей статье в Гардиан Ясмина Алибхай-Браун, святое место превратили в этакий Лас-Вегас. Скопление народа огромнейшее, а на технике безопасности экономят. Здесь часты несчастные случаи, причём со множеством жертв. В прошлом году в Мекке погибло 768 человек. Благочестивейшие правители Саудовской Аравии сказали, что на всё божья воля и обвинили в случившемся самих пострадавших.
Вообще, государство – главный блюститель прав человека в ООН ведёт себя весьма свободно. В 2011 году там были запрещены все публичные собрания. Неподчинившихся ждёт арест и тюремный срок по обвинению в «склонении к выступлению людей против власти». Шиитское меньшинство в богатой нефтью восточной провинции подвергается дискриминации с ущемлением прав – их не берут на госслужбу, на работу. За протестные выступления в 2011–12 годах активисты получили смертные приговоры или большие сроки. Преследуются активисты международных правозащитных организаций.
Даже женщин, выступающих за разрешение им водить машину, преследуют. В 2014 году три адвоката были приговорены к восьми годам за то, что в Твиттере осмелились покритиковать Минюст.
На международной арене тоже очень интересно. В 2014 году был скандал со шведским министром. На саммите арабских лидеров в Каире саудовцы ей не дали выступить, так как она хотела говорить о демократии и правах женщин.
Арабские министры на другой день осудили её, заявив, что все права в Саудовской Аравии покоятся на шариате, который «гарантирует права человека и защищает человеческую жизнь, имущество, честь и достоинство» (?!). Шведы саудовцам на всякий случай лицензию на продажу оружия не продлили – всё же у них чести и достоинства оказалось больше. Чего не скажешь о других представителях западного мира.
Иван Грозный когда-то в переписке с английской королевой назвал тогдашнюю Елизавету «пошлой девицей» из-за торгашеских наклонностей. Резок был на язык царь, но смотрел в корень. Полтыщи лет прошло, а торговля превыше всего. На все саудовские безобразия, на запросы общественности ревнители свобод и демократии мямлят нечто невразумительное. Оказывается, собака зарыта в успешной торговле. Саудовцы вместе Объединёнными Арабскими Эмиратами оружия закупают больше, чем вся Европа – в 2014 году на 88,6 миллиарда долларов. Они самый крупный покупатель оружия у Британии. Газета Морнинг Стар в одной из передовиц ещё в сентябре прошлого года писала: «В случае с саудовцами представители прогрессивной Британии не должны молчать, так как наше правительство – соучастник их преступлений… Мы глубоко увязли с саудовцами в преследовании их собственного народа и насилии, которое они распространяют по миру… Мы продолжаем поставлять смертельное оружие режиму, который использует его, чтобы сокрушить демократическое движение в соседнем Бахрейне и который постоянно финансирует и снабжает оружием исламистские террористические группы в Сирии… Они активно экспортируют ядовитую ваххабитскую идеологию, широко финансируя экстремистские движения. Ни одна страна в мире не известна более чем они как спонсор терроризма. Британское „плодотворное партнёрство” с Саудовской Аравией – кровоточащее бесчестье».
Сейчас международная организация, выступающая против незаконной продажи оружия, сделала соответствующий запрос британскому правительству и собирается подавать в суд. На запрос о тайных договорах с саудовцами и требование правительственного осуждения казней 2 января, которые сделали депутаты оппозиции, министр иностранных дел высказал «сожаление». От обнародования тайных соглашений правительство консерваторов отказалось.
У Британии саудовский заказ на 5,6 миллиарда фунтов = тут и самолёты, и слезоточивый газ, и военные машины, оборудование. При этом 62% взрослого населения Британии против такой торговли. Правительство же продолжает подбрасывать хворост в костёр войны.
А соглашения очень интересные и не только по части оружия. Они ещё и по полицейской части сотрудничают. В 2012 году британский полицейский колледж принял 270 саудовских полицаев для «спецподготовки» и ещё 26 своих «педагогов» направили в саудовское королевство, чтобы обучать на месте. Стоимость высокой полицейской науки 2,7 миллиона фунтов. Как видим, наука пошла впрок.
Не оставляют британцы своими заботами и страны бывшего СССР – их министр юстиции несколько лет назад ездил на обмен опытом в Казахстан и Киргизию. Надо думать, в Жанаозене Назарбаеву пригодились его советы. А помните, как оживлённо менялись опытом, начиная с лихих девяностых, наши полицаи с американскими? Тоже впрок пошло.
Кстати, американцы тоже саудовцам оружие подбрасывают в весьма больших объёмах – в ноябре прошлого года на 2 (!) миллиарда долларов. Это нелегальная сделка и по их собственному, и по международному законодательству, которое запрещает продавать оружие тем, кто нарушает права человека. Права человека нарушаются в том регионе всеми клиентами США.
Вот так они на «великой шахматной доске Бжезинского» друг друга подстраховывают – пешки, кони, ферзи. А народы, мир в проигрыше.
Дело идет к тому, что вскоре и в путинской России будут жечь атеистов на костре.
Дело не в веке на дворе, в том проценте прибыли,о которой говорил в свое время К.Маркс.
Думается, что автор как раз очень метко озаглавила статью, показав, как в 21 веке прогнившая система капитализма ради прибыли поощряет средневековую феодально-религиозную дикость.
Думается, это не прогнивший капитализм. Для подобного изуверства капитализму не надо некоторое время гнить. У него в генах это заложено. Таковым он был во время своего зарождения, когда уничтожал пастухов, сгоняя с полей их стада, чтобы завладеть землёй, таковым он был во время всех буржуазных революций, таковым он был в первую мировую и во время интервенции против России.
Ванин пишет:
Ставшее штампом заблуждение.
Маркс в первом томе «Капитала» в сноске 250 на стр. 770 цитирует Томаса Джозефа Даннинга (1799—1873) — английского профсоюзного деятеля и публициста:
Но и это ещё не вся правда.
Мне не удалось выяснить, слова ли это самого Даннинга или это, всё-таки, цитата из «Quarterly Reviewer» какого-то автора, которого цитирует Даннинг.
Если верить Интернету, то эти слова принадлежат Даннингу.
Во всяком случае совершенно точно известно, что эти слова принадлежат не К.Марксу.