ПРОДАЮТ МИР, А КТО В ВЫИГРЫШЕ?

Наши СМИ, политологи с аналитиками, политики и экономисты любят подчёркивать особенности российского капитализма. Любят они потолковать о том, что у нас самые жуликоватые жулики, самые беспринципные политики, приватизация самая бестолковая. И всё это – от незрелости, подростковой бестолковости нашего капитализма. Вот дозреет, облагородится, возмужает, цивилизуется и будет всё, как положено у зрелых, развитых и процветающих. Но похоже, что в силу генетических особенностей, капитализм-подросток ничем не отличается от капитализма вполне зрелого и даже, как бы не хорохорился, дряхлеющего. Кукловоды везде одни и те же, модель поведения жуликов та же, перенимают опыт и договариваются они быстро, когда загоняют жертву. Грызня при дележе тоже везде одинакова. У буржуев это видовое. Классика. Очень хорошо показано это в статье Нила Кларка, опубликованной в английской газете «Морнинг Стар» 23.02.2016

Вроде бы, по всем правилам, мировой финансовый кризис должен был покончить с приватизацией и перейти к более справедливой, смешанной экономической модели, которая доминировала в послевоенные годы. Вместо этого – толчок неолиберализации. Нам было сказано, что для приведения финансов в порядок и уменьшения дефицита нужно распродать остаток госсобственности. Консерваторы эту задачу с большим удовольствием, с помощью либерал-демократов, выполнили.

В декабре прошлого года оказалось, что министр финансов Джон Осборн на пути к распродаже госсобственности преуспел больше, чем какой-либо другой министр за последние 30 лет, даже больше, чем при Тэтчер. Он к этому времени продал госсобственности на 40 миллиардов фунтов и до конца декады хочет ещё на 20 миллиардов продать. Мы шутим по поводу того, что неолибералы скоро и погоду будут продавать, и похоже, что так оно и будет.

Приватизация идёт и в других странах. В Греции заставили правительство за долги продавать важные объекты. Капитулировавший премьер-министр Алекс Ципрас должен «самое ценное» перевести в специальные фонды и потом распродать, чтобы наскрести пятьдесят миллиардов евро. В декабре Греция 14 аэропортов продала немцам. Конечно, немецкое правительство больше всех давило на Грецию, чтобы подписать договор по долговым обязательствам.

Как сообщила Файнэншиал Таймс в начале этого месяца и РФ под напором санкций и падения цен на нефть готовит несколько крупнейших компаний к приватизации.

В Соединённых Штатах в Конгрессе подготовлен билль о приватизации очень надёжной аэрокомпании.

Десятки стран уже приватизировали системы аэроперевозок, но скептики говорят, что лучше работать они не будут.

Так кто же в выигрыше от всей этой приватизации в то время, как государство собирает деньги от продажи по заниженной цене госпредприятий, как это произошло с Британской Королевской почтой? Чаще всего экономия оказывается фальшивой, так как новые хозяева получают больше субсидий и льгот, чем государственные. Классический пример тому – британские железные дороги. Новые хозяева на налоговых льготах и субсидиях получили больше, чем железные дороги в последний год своего существования в собственности государства. По многим параметрам приватизация выглядит бессмысленной, если на всё взглянуть глубже. Так всё же, кто в выигрыше?

Самый читаемый доклад «Индустрия приватизации в Европе», сделанный для Международного института Солом Трумбо Вола и Мэтью Петерсом, проливает свет на юридические и финансовые корпорации, делающие миллионы на новой волне приватизации. Он обнаруживает небольшой кружок избранных юридических, бухгалтерских и финансовых фирм, многие из которых базируются в Соединённом Королевстве, который срывает огромный куш от новой кризисной волны приватизации. Среди этих фирм –

финансовые консультативные фирмы НМ Ротшильд, Фрэшфилдс Брукхауз Дерингер, Клиффорд Чейн, Аллен и Оверз, Нортон Роуз Фулбрайт и бухгалтерские фирмы, базирующиеся в Лондоне, Прайсуотерхауз Купер и Эрнст и Янг.

В докладе отмечено, что эти фирмы активно продвигают приватизацию на европейском уровне.

Политики, которые работают на эти фирмы, тоже активнейшим образом выступают адвокатами приватизации.

Особенно отличаются двое из них. В 1988 году влиятельный консерватор Оливер Летвин опубликовал книгу под название «Приватизация мира», в которой он описывает, как могут преодолеваться барьеры на пути приватизации. Этот Летвин с 1986 до декабря 2009 года работал в НМ Ротшильд, сначала в международном отделе приватизации. Покидая компанию, он был одним из директоров и получал за услуги 145 фунтов в час.

Сейчас он подвизается в исследовательском отделе и с 2010 годы возглавляет политическое обозрение партии. Если такие люди направляют политику партии по пути приватизации, то чего же можно ожидать?

Нынешний депутат парламента от Уокингема Редвуд тоже работал в НМ Ротшильд с 1977 по 1983 год – сначала менеджером, а потом директором по «инвестиционным исследованиям». В 1983 он уже подвизается по политической части на Даунинг Стрит 10 и очень эффективно убеждает Тэтчер в необходимости приватизации. В 1985–89 гг. он директорствует в НМ Ротшильд.

В своей книге «Официальная история приватизации» Дэвид Паркер пишет:

Похоже, что Редвуд ловко убеждал Тэтчер назначить Джона Мура министром, чтобы вести компанию приватизации в её втором правительстве и поддерживал в том, что эта программа достижима.

В 1987 году НМ Ротшильд советовал правительству продать Ройял Орданс и уже приватизировал за 120 миллонов фунтов Бритиш Эагнойс. Сделка потом была подвергнута критике Национальной аудиторской фирмой, как нежелательная для налогоплательщиков.

1987 году правительство решило продать остатки Бритиш Петролеум. Угадайте, кто занимался продажей? НМ Ротшильд. Та же компания занималась продажей Британской газовой компании.

Но, для некоторых, даже тэтчеровских распродаж показалось мало. В 2011 году веб-сайт Либерал Конспирэси открыл, что ещё в 1988 году консерваторы предлагали реформировать национальную систему здравоохранения. Мотивировали тем, что это «бюрократический монстр, не поддающийся дрессировке» (по терминологии всё той же парочки). Теперь по этой их старой кальке тори пытаются реорганизовать здравоохранение.

Когда-то Редвуд написал предисловие к книге Летвина «Приватизация мира». То, что было на задворках политики в 1945–79 годах, они теперь выдают за новейшее мышление. В 1980-х приватизация подавалась, как улучшение «неэффективной» послевоенной экономики, которая была не так уж неэффективна. Сегодня аргумент «эффективности» – на повестке дня у неолибералов. Они говорят о необходимости продаж, чтобы привести финансы в порядок: дескать, хотя мы не любим приватизацию, мы должны её проводить, чтобы уменьшить дефицит.

На самом деле всё, что нам надо – это посмотреть, куда уплывают деньги от продвижения приватизации – то ли это немецкое правительство, давящее на
Грецию, чтобы переводить средства в фонды, то ли это британские банки.

Но самыми большими лузерами оказались простые люди, которые видят, что их достояние продано за бесценок, а стоимость услуг стала хуже, чем до приватизации.

Ни Редвуду, ни Летвину не надо беспокоиться о стоимости электроэнергии, стоимости проезда на поезде или в автобусе. У Редвуда третье место среди парламентариев по доходу на стороне — 213 852 фунтов в 2014 году, в то время как у Летвина в 2010 году было 1,6 миллиона фунтов.

Продвижение приватизации – хороший бизнес для заинтересованных лиц.

Перевела Нина Нечаева

One thought on “ПРОДАЮТ МИР, А КТО В ВЫИГРЫШЕ?”

  1. Подобные же процессы происходят в РФ и других странах капитала, внедривших либерально-рыночную модель экономики.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *