Дьяченко В.И.,
кандидат юридических наук, доцент
(текст несостоявшегося выступления на форуме марксистов 19 декабря 2015 года в Москве на тему: «Пределы капитализма и прорывы социализма»).
Вначале несколько слов о пределах капитализма с точки зрения аутентичного марксизма. Эти пределы были обозначены Марксом и Энгельсом ещё в рукописи их второй совместной работы 1846 г. «Немецкая идеология». В этом произведении содержится утверждение о том, что непосредственно коммунистические преобразования невозможны без соответствующего развития мировых производительных сил и мировой коммунистической революции. В нём говорится, что
Итак, согласно этим утверждениям, пределами капитализма являются развитие производительных сил, исключающее всеобщее распространение бедности, а также исчерпание капиталистической формацией возможности для её расширения, о чём накануне своей смерти в 1895 году писал Энгельс во «Введении к работе Маркса «Классовая война во Франции 1848—1850 годов».
Кроме того, пределы мирового капитализма Маркс и Энгельс видели в универсализации мирового общения людей. Местно-ограниченных индивидов должны сменить индивиды всемирно-исторические, эмпирически универсальные.
В связи с тенденцией универсализации мировых производительных сил, переброски новых технологий уже во времена создания марксистской теории наметилась тенденция универсализации мирового общения эксплуатируемого пролетариата. Местно-ограниченные пролетарии умственного и физического труда в странах Западной Европы стали сменяться пролетариями интернациональными, эмпирически универсальными. Поэтому основатели коммунистической теории сделали в том же произведении обоснованный вывод, что пролетариат
Напомню, что с целью объединения пролетариев для подготовки к мировой революции и осуществления мировых коммунистических преобразований Маркс и Энгельс, вступившие в 1847 г. в «Союз справедливых», предложили ему лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Лозунг призывал объединяться пролетариев развитых стран в борьбе с капитализмом, с буржуазией для осуществления международной коммунистической революции. Он лёг в основу принципа пролетарского интернационализма и стал боевым девизом «Союза справедливых, переименованного в «Союз коммунистов», а также созданного классиками в 1864 г. интернационального товарищества рабочих.
В предисловии к английскому изданию 1888 г. Манифеста коммунистической партии Энгельс отмечал, что Интернациональное товарищество рабочих (I Интернационал) было образовано
Ныне круг таких стран охватывает уже почти все континенты планеты.
Как известно, принцип пролетарского интернационализма вначале был отброшен лидерами II Интернационала после начала первой мировой войны и, прежде всего, из-за социал-шовинистического настроя и национально ограниченного мышления его лидеров. Видимо вследствие этого у В.И. Ленина появляется мысль о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, которую он выразил в статье 1915 г. «О лозунге Соединённых Штатов Европы», а затем в статьях 1916 года «Военная программа пролетарской революции» и «Империализм, как высшая стадия капитализма». После того как надежда на победоносные революции в передовых странах капитала не сбылась, РКП(б) — ВКП(б) — КПСС взяла курс на построение социализма, а затем коммунизма в отдельно взятой стране. Эта идея под воздействием советской пропаганды была внедрена в мировое коммунистическое движение. И тенденция возможности построения национально ограниченного социализма взяла верх. Постепенно она накрыла почти всё левое движение. Принцип пролетарского интернационализма постепенно терял своё значение. В 1943 г. был распущен созданный Лениным Коммунистический Интернационал.
Ныне большинство коммунистических партий (прежде всего, ленинско-сталинских), хотя и клянётся в верности этому принципу, на деле далеки от его действительной реализации, ставя национальное прежде интернационального. Это есть не что иное, как выражение чувства частного собственника в большинстве своём захваченной и освоенной части территории планеты. К сожалению, в этом направлении ныне движется и философская мысль. Так, например, наш товарищ, известный в мире философ Р.И. Косолапов в своей недавней статье «Оптимизация общественной системы» пишет:
Задача всех лево-патриотических сил ныне – упорно заново инициировать движение великого общерусского воссоединения снизу, сплачивая, независимо от их этнического происхождения, прежде всего всех людей нашего языка (мовы) и их братьев по месту рождения, по среде обитания, труду и культуре, истории и образу жизни.
А завершает статью словами:
Признаюсь, помянутый вначале «Призрак» (имеется в виду призрак коммунизма – прим. моё) всё время, пока я писал, похаживал, шастал вокруг. Может быть, это хоть чуть приблизило нас к искомой национальной (которая не может не быть и интернациональной) идее…
Социализм от рассвета до рассвета. Материалы Форума марксистов 25-26 октября 2014 года под ред. А.А. Ковалёва. М. ИТРК. 2015. С. 246,247.
Итак, Ричард Иванович также как и В.И. Ленин в статье «О национальной гордости великороссов» полагает, что великорусская национальная идея не может не быть интернациональной. Но, если В.И. Ленин интернационализм великороссов видел в пролетарской солидарности с народами, населявшими просторы России, в стремлении к социализму, то интересно, в чём пролетарскую солидарность видит Р.И. Косолапов, если он призывает не к объединению российского пролетариата для свершения коммунистических преобразований, а к инициированию движения «великого общерусского воссоединения». Невольно приходит на память «Призыв к славянам» Михаила Алексеевича Бакунина, когда он в 1849 году вместо участия в революции, которая полыхала по всей Европе, призывал славян к объединению на этнической основе. Напомню, что реакция Энгельса на этот патриотический призыв была жёсткой. В статье 1849 г. «Демократический панславизм» он заявил, что
Приходится с глубоким сожалением констатировать, что принцип пролетарского интернационализма ныне потерял своё первоначальное предназначение – объединения мирового пролетариата для коммунистических преобразований. Ныне он ограничивается выражением лишь словесной солидарности с левыми в их борьбе, да и то не всегда. Сколько-нибудь значимой координации действий не существует. Не случайно поэтому на встрече 26 ноября сего года в клубе «Диалог» философ, журналист, кинооператор Андре Влчек, объездивший почти всю планету, сожалел, что нигде не встретил настоящих интернационалистов в левой среде. Тогда о каком прорыве к коммунизму может идти речь? Но, к сожалению, и сам Влчек на мой вопрос, с чем в первую очередь должны вести борьбу коммунисты с империализмом или с капитализмом? Ответил, что с империализмом, то есть на первое место он ставит национально-освободительную борьбу. Но причём здесь тогда принцип пролетарского интернационализма, когда эту борьбу ведёт буржуазия, опираясь на национальные народные массы. К национально-освободительной борьбе этот принцип не имеет отношения. Борьба с империализмом носит, как правило, национально-освободительный, а не интернациональный характер. А вот, борьба с капитализмом, согласно классикам, является интернациональной. К сожалению, в эту терминологию некоторую путаницу внёс В.И. Ленин, назвав в известном произведении империализм высшей стадией капитализма. Но так ли это? Некоторые теоретики обоснованно считают, что капитализм является высшей стадией империализма, а не империализм является высшей стадией капитализма, так как империализм зародился гораздо раньше, чем капитализм. Капитализм стал результатом захватнических, империалистических войн. Поэтому лишь борьба с капитализмом, с рыночной экономикой, с отношениями частной собственности и является одновременно борьбой с империализмом. Сегодня требование уничтожения частного характера присвоения мы считаем главным коммунистическим требованием в борьбе с капитализмом. А борьба с капитализмом за коммунистическое развитие и является одновременно борьбой с империализмом. Борьба же с империализмом далеко не всегда предполагает борьбу с капитализмом, с отношениями частной собственности. Но борьба с капитализмом не может быть успешной без реализации на деле, а не формально, принципа пролетарского интернационализма. Без реализации этого марксистского требования, на наш взгляд, не может быть никакого прорыва к первой фазе коммунизма!
Хотелось бы более обстоятельно остановиться на понятии частной собственности, политэкономическое содержание которого не было чётко сформулировано основоположниками коммунистической теории. Не имело оно развития и в советской науке в силу упрощённого подхода со стороны партийных верхов, на которых постоянно оглядывалась советская общественная наука. Но, к сожалению, регламент не позволяет это сделать.