Что есть пролетариат?

Виктор Сахобаев

Необходимость разговора о понимании термина «пролетариат» связана со следующими обстоятельствами.

Во-первых, коммунисту как «практическому материалисту» (К. Маркс) необходимо, с одной стороны, видеть тот общественный класс, который выступает в исторической роли главного революционного субъекта в решении задачи освобождения трудящихся от всех форм угнетения; с другой — рассматривать этот общественный класс как ядро, вокруг которого различные категории и слои угнетённых смогут объединиться и создать единый фронт борьбы за своё социальное и политическое освобождение. Кроме того, уяснив этот пункт, мы тогда можем перейти к характеристике особенностей основных отрядов революционного субъекта.

/[https://ru.wikipedia.org/wiki/Трушков,_Виктор_Васильевич|Виктор Васильевич Трушков] (род. 1940) — советский и российский журналист, философ, специалист в области социальной философии и политологии. Активный деятель КПРФ. Доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории политики МГУ имени М. В. Ломоносова, политический обозреватель газеты «Правда».Во-вторых, разговор необходим в силу непрекращающихся усилий со стороны как левых, так и правых партий и движений «осовременить» понятие «пролетариат». В теоретических «новинках» этих партий и движений представлены две крайности: правые, беря в качестве аргумента современный научно-технический прогресс (НТП), о котором, мол, классики марксизма не могли знать, пытаются обосновать исчезновение пролетариата, а левые, напротив, пытаются это понятие расширить. Сама по себе попытка широкого толкования этого понятия заслуживает внимания, но делается это не диалектически, а на основе внешних признаков. Так, в докладе на Пленуме ЦК КПРФ в марте 2015 г. Г. А. Зюганов официально озвучил теоретическую «новинку» относительно понятия «пролетариат». До этого момента эта «новинка» разрабатывалась видным теоретиком КПРФ В. Трушковым. Суть её заключалась в том, что во главу угла определения пролетариата был поставлен признак наёмности вообще. Благодаря этому, к пролетариату, как говорят, «чохом», были причислены все работники наёмного труда. Отсюда в пролетариат «попали» учителя, врачи, социальные работники, промышленные, торговые и банковские служащие, и др. Их назвали «пролетариями умственного труда». Сам по себе КПРФовский сюжет не нов. Ещё в 90-ые годы свежеиспечённые российские политологи и социологи, не имея собственных мыслей, собирали крохи со стола буржуазной «науки». По поводу пролетариата, например, широко цитировали американского политолога Пола Холландера. «Термин „рабочий класс”, — писал Холландер, — является таким же неопределённым, как и термин „средний класс”. Он может быть отнесён ко всем, кто постоянно работает и получает заработную плату». Теоретики КПРФ, правда, на Холландера не ссылаются, но зато ссылаются на Обращение Ф. Энгельса к Международному конгрессу студентов-социалистов 19 декабря 1893 г., где он писал:

Пусть ваши усилия приведут к развитию среди студентов сознания того, что именно из их рядов должен выйти тот пролетариат умственного труда, который призван плечом к плечу и в одних рядах со своими братьями рабочими, занятыми физическим трудом, сыграть значительную роль в надвигающейся революции.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 22, С. 432

В итоге, опираясь на это Обращение, В. Трушков, обобщая статданные о занятости населения России в 2015 г., обозначил цифру российского пролетариата в 64 млн. 560 тыс. человек. Следует также отметить, что подобный расширительный подход к понятию «пролетариат» разделяют теоретики из РКРП и некоторых левых групп.

Начнём, как говорится, с ab ovo, т. е. с начала. Марксистское понимание пролетариата и тенденций его изменения является элементом материалистического понимания истории. Не вдаваясь в детальное раскрытие этого понимания, укажем только на его исходный пункт (предпосылку). Так, если предшественники Маркса и Энгельса видели конечную причину всех социальных зол в существовании частной собственности, то Маркс и Энгельс установили, что сама частная собственность является лишь следствием, необходимым продуктом развития материального производства. Этот исходный пункт впервые был в ясной и развёрнутой форме изложен ими в первой главе «Немецкой идеологии» (1845–1846 гг.).

Но материалистическое понимание истории сначала было лишь научной гипотезой. Требовалось научное обоснование. Таким научным обоснованием и стал «Капитал» К. Маркса. В контексте нашего разговора «Капитал» есть, прежде всего, исследование законов развития капиталистического материального производства. В дальнейшем Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» и «Развитии социализма от утопии к науке» популярно показал не только определяющую роль производства в жизни людей, но и диалектику соотношения производства с другими сферами — обмена (обращения) и распределения. Необходимость критики Энгельсом точки зрения Дюринга была вызвана тем, что Дюринг, с одной стороны, смешивал сферу производства и сферу обмена (обращения), а, с другой, — отрывал формы распределения от производства и обмена и придавал ему (распределению) чисто моральное, а не экономическое значение. Кстати, критика Энгельса актуальна и сегодня. На смешении производства и обмена, например, построена современная буржуазная система исчисления валового внутреннего продукта (ВВП), когда в ВВП включается не только стоимость произведённого продукта, но и стоимость оборота, который совершает этот продукт в процессе обращения (обмена). А на отрыве распределения от производства и обмена сегодня построены все теории т. н. «распределительного социализма», начиная с социал-демократического «шведского социализма» и заканчивая КПРФовским «обновлённым социализмом».

Перейдём к следующему шагу анализа. Признав материальное производство основой жизни людей, нетрудно понять, что в этой сфере находится некая совокупность людей, некий общественный класс, который непосредственно осуществляет производство материальных благ, — общественный производительный класс. В широком смысле слова в марксизме он ещё обозначается как рабочий класс.

В «Анти-Дюринге» Энгельс, разбирая тонкости соотношения сфер производства, обмена и распределения, приводит цитату из первого тома «Капитала» Маркса:

Капитал не изобрёл прибавочного труда. Всюду, где часть общества обладает монополией на средства производства, работник (рабочий), свободный или несвободный, должен присоединять к рабочему времени, необходимому для содержания его самого, излишнее рабочее время, чтобы произвести жизненные средства для собственника средств производства, будет ли этим собственником афинский аристократ, этрусский теократ, римский гражданин, норманский барон, американский рабовладелец, валашский боярин, современный лендлорд (землевладелец) или капиталист.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 23, стр. 246–247

Позднее, в 1881 г., Энгельс в статье «Общественные классы — необходимые и излишние» пишет:

Но никогда, с тех пор как возникли классы, не было такого времени, когда общество могло бы обходиться без рабочего класса. Название, социальное положение этого класса изменялось; место раба занял крепостной, которого в свою очередь сменил свободный рабочий – свободный от крепостной зависимости, но свободный также и от обладания чем бы то ни было на земле, кроме своей собственной рабочей силы. Но всякому ясно: какие бы изменения ни происходили в высших, непроизводящих слоях общества, общество не может существовать без класса производителей. Следовательно, этот класс необходим при всяких условиях, хотя должно прийти время, когда он уже не будет больше классом, когда он будет охватывать всё общество.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 19, С. 296

Таким образом, и Маркс, и Энгельс под «рабочим классом» в широком смысле понимали непосредственного производителя материальных благ. Таковым исторически являлись раб, крестьянин, свободный рабочий.

/[https://ru.wikipedia.org/wiki/Сисмонди,_Жан_Шарль_Леонар_Симонд_де|Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди] (1773—1842)Из приведённых выше мыслей Маркса и Энгельса нетрудно выделить конкретное название господствующего производительного класса при капитализме. Им стал свободный рабочий — т. е человек, «свободный от крепостной личной зависимости, но свободный также и от обладания чем бы то ни было на земле, кроме своей собственной рабочей силы». Свободный рабочий получил название пролетарий. Термин «пролетарий» ввёл в научный оборот французский экономист Симон де Сисмонди. Маркс часто цитировал его выражение: «Римский пролетарий жил за счёт общества, а нынешнее общество живёт за счёт пролетария». И когда мы читаем в первой главе «Коммунистического манифеста» строчки: «Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила людей, которые направят против неё это оружие, современных рабочих, пролетариев», то понимаем, что здесь Маркс и Энгельс применили термин «пролетариат» как историческую форму производительного (рабочего) класса в условиях капитализма.

Теперь обратимся к анализу самого понятия «пролетариат». Признаки этого понятия Ф. Энгельс дал ещё в «Принципах коммунизма». В частности, он там пишет:

Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала, – класс, счастье и горе, жизнь и смерть, всё существование которого зависит от спроса на труд, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 322

Во-первых, в этом определении обращает на себя внимание то, что здесь Энгельс при найме рабочего говорит о продаже труда. Действительно, и Маркс, и Энгельс вначале говорили о пролетариате как общественном классе, «продающем свой труд». В определении из «Принципов коммунизма» Энгельс, например, говорит ещё и о «спросе на труд». В дальнейшем они уточнили предмет продажи и в последующих своих работах речь вели о продаже рабочей силы, спросе на рабочую силу и т. д. Под «трудом» же марксизм понимает процесс расходования рабочей силы. Разумеется, продать или купить процесс нельзя, а можно только конкретную физическую и умственную способность человека к труду, т. е. рабочую силу.

Во-вторых, мы можем на основе признаков, данных Энгельсом, наполнить содержанием понятие «свободный рабочий» или «пролетарий». Что значит «свободный»?

  1. Свободный от крепостной зависимости, т. е. юридически свободный. Это означает, что осуществление найма на работу, — продажа своей рабочей силы — является правом рабочего, а не его обязанностью.
  2. Свободный от средств производства, от обладания чем бы то ни было, кроме своей собственной рабочей силы.
  3. Свободный от иных источников дохода, кроме заработной платы: «не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала».

Отсюда вывод:

Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своей рабочей силы.

Для целей тактики практической работы я хотел бы заострить внимание на следующем. Указанные Энгельсом признаки не только содержательно определяют понятие пролетариат, как современного рабочего (производительного) класса. Эти признаки указывают нам на то обстоятельство, что в обществе в силу исторических особенностей может существовать множество переходных — от мелкого производителя (крестьянина, ремесленника) к пролетариату — социальных категорий. Во времена Энгельса (начало и середина XIX в.), например, были трудящиеся, которые не только работали на владельца мануфактуры за заработную плату, но также имели клочок земли в собственности. Такую категорию трудящихся Энгельс называет, в отличие от пролетариев, мануфактурными рабочими — полупролетариями. Нынешний российский рабочий, его семья может существовать не только на заработную плату, но и доход, полученный, например, от сдачи в аренду какой-либо недвижимости. Но чаще всего рабочие имеют дополнительный источник существования благодаря садоводству и огородничеству. Как социологически точно определить такую категорию людей? Пожалуй, полупролетариями.

Как известно, дальнейший процесс пролетаризации мануфактурных рабочих, а также иных категорий мелких собственников происходил путём их освобождения от мелкой частной собственности, от иных источников существования. Это же самое мы имели и имеем у нас сегодня. Правда, мелкая собственность у нас выступала в 90-е годы XX в. в виде доли в государственной собственности, которой бывшие советские производители могли свободно распорядиться.

Итак, пролетариат есть современный производительный класс. И в этом смысле при капитализме понятия «рабочий класс» и «пролетариат» совпадают. Двумя крупными отрядами рабочего класса являются промышленный и сельскохозяйственный пролетариат. Поскольку увеличение стоимости произведённого продукта происходит и в сфере обращения (упаковка, транспортировка, хранение и т. д.), то люди, непосредственно занятые в этих операциях, также относятся к пролетариату (торговый пролетариат, пролетариат на транспорте). Таким образом, в качестве критерия отнесения того или иного трудящегося к пролетариату марксизмом берётся не признак найма, а его отношение к производству материальных благ. Люди же, занятые в сферах распределения и перераспределения прибавочного продукта, созданного в сфере материального производства, относятся либо к интеллигенции (учителя, врачи и др.), либо к мелкой буржуазии капиталистического типа (промышленные, торговые, банковские служащие, государственные чиновники, мелкие собственники, тесно связанные с крупными предприятиями и др.). Особую нишу занимает мелкая буржуазия феодального типа (мелкие собственники-производители в деревне и городе, не связанные или слабо связанные с рынком). Вот почему данные категории населения мы не можем причислить к пролетариату, хотя в этих сферах мы также можем наблюдать акты найма, акты продажи рабочей силы.

Но любой класс — живая, динамичная категория. Содержание, заключённое в его рамках, меняется под действием объективных факторов развития, наполняя или опустошая другие классы и слои. До этого момента мы в нашем анализе не брали во внимание такой фактор, как НТП, хотя понимали, что капиталистический способ производства, а значит и наличие буржуазии и пролетариата — есть результат развития средств производства ещё в недрах феодального общества. Собственно, даже современная крупная промышленность, несмотря на успехи информатизации и компьютеризации, целиком обязана промышленному перевороту, совершившемуся ещё в начале XIX столетия. Нелепо выглядят утверждения некоторых «осовремени́телей» марксизма, полагающие, что, мол, Маркс не мог предвидеть современный НТП, а потому, мол, не мог предсказать изменение, а то и исчезновение пролетариата. Это как раз тот случай, когда «осовременители» чужие взгляды приписывают Марксу, а потом их героически «критикуют». Именно Маркс отметил следующие тенденции в рабочем классе ещё индустриальной эпохи: убывания численности рабочих по отношению к той части общества, которая не имеет непосредственного отношения к материальному производству или вообще не занята ни в каком производстве. Наконец, если бы Маркс действительно не предвидел последствия НТП, то откуда бы тогда возник марксистский тезис о превращении науки в производительную силу?

Критики Маркса в своём обосновании исчезновения пролетариата обычно обращают внимание на негативные последствия НТП, характеризуя те социальные резервуары, куда «утекает» сегодня пролетариат: безработицу, люмпенизацию, социальный паразитизм, низшие слои государственной бюрократии, частные охранные структуры и т. д. Гораздо меньше говорят о его положительной стороне, а именно: о всё большем нарастании общественного характера труда и вовлечении новых социальных слоёв в современный производительный (рабочий) класс. Разумеется, облик рабочего класса меняется. Что значит «общественный характер труда»? Это означает непосредственное общественное признание индивидуального вклада каждого человека в производство материальных благ. При товарном производстве, а значит и значительной частью при капитализме, это признание осуществляется окольно, через товарный обмен между товаропроизводителями. Однако на предприятии этого не происходит. Здесь нет стихийности. Здесь сознательное, планомерное расходование наличных производительных сил. Разделение труда и кооперация позволяет объединить труд сотен, а то и тысяч людей без товарных отношений. Дальнейшая централизация и монополизация производства как следствие технического прогресса, разрывают рамки не только отдельного предприятия, но и страны. Образование трестов, синдикатов, акционерных компаний и транснациональных корпораций (ТНК) втягивают в единый процесс миллионы людей как физического, так и умственного труда. Иначе говоря, труд каждого из этих миллионов в рамках этой ТНК признаётся общественным не окольным, рыночным путём, а непосредственно. В том числе и труд тех, кого мы называем людьми умственного труда. Особенно — ИТР и других категорий, труд которых непосредственно включён не только в производство материального продукта, но и в воспроизводство рабочей силы. Так формируется современный производительный класс, который Маркс в «Капитале» назвал «совокупным рабочим», «совокупным пролетарием». Здесь же Маркс показал двойственную природу управленца. С одной стороны, его труд есть часть совокупного труда, а с другой — он также объективно стоит на стороне собственника, поскольку научно-организованно выколачивает прибавочную стоимость в его интересах.

Разумеется, указанные две тенденции относительно развития пролетариата носят диалектически противоречивый характер. На поверхности жизни это противоречие выступает лишь формой основного противоречия при капитализме: противоречия между общественным характером труда и частной формой присвоения результатов этого труда. Разрешить это противоречие может только Коммунистическая революция. Производительный класс начнёт управлять в масштабе не только предприятия, корпорации, но и общества. Маркс в «Гражданской войне во Франции», характеризуя Парижскую Коммуну как результат борьбы производительного класса против класса присваивающего, заключает:

Политическое господство производителей не может существовать одновременно с увековечением их социального рабства. Коммуна должна была поэтому служить орудием ниспровержения тех экономических устоев, на которых зиждется самое существование классов, а следовательно, и классовое господство. С освобождением труда все станут рабочими, и производительный труд перестанет быть принадлежностью известного класса
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 17, С. 346

А как же быть с понятием «пролетарии умственного труда» Ф. Энгельса? Послушаем его Обращение к студентам-социалистам до конца.

Буржуазным революциям прошлого от университетов требовались только адвокаты, как лучшее сырьё, из которого формировались их политические деятели; для освобождения рабочего класса понадобятся, кроме того, врачи, инженеры, химики, агрономы и другие специалисты, ибо дело идёт о том, чтобы овладеть управлением не только политической машиной, но и всем общественным производством, а тут уж нужны будут отнюдь не звонкие фразы, а солидные знания.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 22, С. 432

Сравнивая мысль Маркса из его «Гражданской войны во Франции» и Обращение Энгельса, нетрудно прийти к выводу, что они говорят об одном и том же, а именно: о необходимости и возможности управления всем общественным производством после социальной революции, когда производительный труд перестанет быть принадлежностью какого-либо класса.

Выводы:

  1. Пролетариат есть современный производительный (рабочий) класс.
  2. Отличие пролетариата от прежних производительных (рабочих) классов заключается в том, что он свободный — юридически, от собственности, и иных источников дохода.
  3. Источник существования пролетария — продажа рабочей силы.
  4. Пролетариат XXI века представляет собой единство как совокупного рабочего (пролетариата) в рамках монополизированного общественного производства, так и традиционного пролетариата немонополизированного производства. Соотношение и динамика развития этих современных отрядов рабочего класса представляет особый научный и практический интерес.

15 thoughts on “Что есть пролетариат?”

  1. К сожалению, ничего не сказано о концепции уничтожении пролетариата в результате развития НТР и возникновения креативного класса, «когнитарата».

    Ответить
    • Автор указал на отмеченную Марксом тенденцию сокращения промышленного пролетариата в процессе развития производительных сил.

      Ответить
  2. Заслуживает внимание следующее утверждение автора:

    "... если предшественники Маркса и Энгельса видели конечную причину всех социальных зол в существовании частной собственности, то Маркс и Энгельс установили, что сама частная собственность является лишь следствием, необходимым продуктом развития материального производства. Этот исходный пункт впервые был в ясной и развёрнутой форме изложен ими в первой главе «Немецкой идеологии» (1845–1846 гг.).

    Вроде как изложено «в ясной и развёрнутой форме», но почему-то очень многие этого не понимают, и поэтому у них, как и домарксистских «теоретиков» во всём виноваты отношения «частной собственности», — а кто и каким образом их производит, откуда они берутся именно такими, а не другими — этот вопрос избегают.

    Молодец Виктор Сахобаев — настоящий марксист.

    А об уничтожении пролетариата потому ничего не сказано, что в реальной жизни этого не происходит, а происходит только в головах заблудившихся в трёх соснах.

    Не надо забывать, что с исчезновением пролетариата исчезает жизненная энергия капитализма — прибавочная стоимость.

    Ответить
    • Откуда берется частная собственность и кто ее производит показал Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства».

      Вряд ли Сахобаев согласится с вашим заблуждением о второстепенности отношений частной собственности, частного присвоения.

      Ответить
      • Валентин, прочитаем по складам Ваши слова и Сахобаева.

        Вы пишете:

        Хало заблуждается относительно того, что первичными являются производственные отношения

        Сахобаев пишет:

        … если предшественники Маркса и Энгельса видели конечную причину всех социальных зол в существовании частной собственности

        Это означает не что иное, как первичность частной собственности, как конечная причина — т.е. ничего более существенного при исследовании мы не найдём — конечная причина. Всё. Дальше нет пути. Дальше пустота. А в конце этого пути исследования причин — отношения частной собственности.

        Так думали до Маркса, так думает сегодня Валентин, когда говорит, что отношения частной собственности первичная причина, пытаясь опровергнуть Маркса.

        Но, как пишет Сахобаев:

        сама частная собственность является лишь следствием, необходимым продуктом развития материального производства.

        Следствие не может быть первичной причиной.

        Имеется материальное производство, которое Сахобаев вслед за Марксом объявляет первичной причиной. А что такое материальное производство? Это деятельность людей по воспроизводству своей жизни, во время которой они не могут не вступать в производственные отношения.

        Следовательно, по отношению к этому процессу, как следует из сказанного Сахобаевым, отношения частной собственности являются вторичными, поскольку производство у него — первичное, а отношения частной собственности всего лишь следствие производства и, следовательно, соответствующих этому производству производственных отношений.

        Неужели эти очевидные вещи, сказанные Сахобаевым, надо растолковывать?

        Ответить
  3. В статье дан классический научный ответ на вопрос в заголовке. Но новое время освещает всё так сказать в новом свете, и возникают новые вопросы. (На данный коммент можно смело навесить ярлык «конспирологии», а на автора – «конспиролога». Все кто боится этого ярлыка могут дальше не читать.)

    На заключительной фазе концентрации капитала, свободная конкуренция в правящем классе крупного капитала в значительной мере снимается. А именно она делала капитализм предыдущих стадий (напр. империализм, при всей его бесчеловечности) прогрессивнее предыдущих экономических формаций. Подстёгиваемый свободной конкуренцией, капиталист фактически выступал за прогресс, предпочитая личный интерес общеклассовому. Ведь коренной общеклассовый интерес эксплуататорского класса в любой формации – остановить прогресс, законсервировать текущие базовые характеристики общества, такие как производительность труда, ведь в новых формациях для него уже нет места. Тут надо заметить, что конкуренция в тех или иных формах (и лазейка для прогресса) имеется всегда, и без свободной (рыночной) конкуренции. Напр., война. Или конкуренция информационных продуктов создаваемых капиталистическим производством и продуктов Opensource, с возникновением любопытного феномена нулевой цены на требующие немало человеческого труда поисковики, электронную почту, мессенджеры, электронные энциклопедии, социальные сети, etc.

    Объединившись и избавившись от свободной конкуренции, крупный капитал занялся своей коренной общеклассовой задачей, остановкой развития; а также решением (отчасти пущенного на самотёк в прошлом веке) противоречия между демографическим ростом, с одной стороны, и автоматизацией производства, вытеснением человека из рутинного пр-ва машиной, с другой. Вследствие этих новых реалий, в числе множества регрессивных мер, наблюдается наём рабочей силы на «производство воздуха»: зарплаты платятся, а конечный продукт отсутствует. Капитал готов платить за «убийство времени» масс, чтобы остановить развитие. В этом смысле ему выгодны мегаполисы с их автомобильными пробками.

    В свете изложенного, возвращаясь к вопросу в заголовке статьи: можно ли называть пролетариями людей, удовлетворяющих признакам пролетария в статье, напр. свободных от пп. 1–3, за исключением одного момента – «производящих воздух», непосредственно не участвующих в создании материального продукта, условия продолжения жизни людей?

    Напр., являются ли пролетариями создатели какого-нибудь телевизионного ток-шоу или телесериала? При этом данный слой отнюдь не ограничивается работниками «культуры», и вероятно в обозримом будущем будет расширяться.

    Ответить
  4. Откуда взялся вопрос:

    «... являются ли пролетариями создатели какого-нибудь телевизионного ток-шоу или телесериала? При этом данный слой отнюдь не ограничивается работниками «культуры», и вероятно в обозримом будущем будет расширяться» ? (arcadius).

    Маркс не различает какого рода потребности удовлетворяются товаром: духовные или физические. Суть товарных отношений от этого не изменяется.

    «Природа этих потребностей, — пишет Маркс, — порождаются ли они, например, желудком или фантазией, — ничего не изменяет в деле» (К.Маркс, т.23, с.43).

    При этом он ссылается на аналогичное рассуждение Барбона: «Желание предполагает потребность, это аппетит духа, и он присущ ему столь же естественно, как голод телу... большая часть вещей имеет стоимость потому, что удовлетворяет потребности духа». Nicholas Barbon. «A Discourse concerning Coining the New Money lighter. In Answer to Mr, Locke's Considerations etc.». London, 1696, p. 2.

    Ответить
  5. Автор: «3. Источник существования пролетария — продажа рабочей силы.»

    Логика: если нет продажи рабсилы, то нет источника существования пролетариата, нет, следовательно, и самого пролетария.

    Спрашивается: что такое «продажа рабсилы» и где она осуществляется в наше время?

    Ответ.

    Очевидно, продажа рабсилы осуществляется при найме на работу ЛЮБОГО человека, ОБЛАДАЮЩЕГО этой самой рабочей силой. Из этого следует: любой НАНИМАЮЩИЙСЯ на работу человек обладает рабсилой (иначе он не нанимался бы), и любой нанимающийся является ПРОЛЕТАРИЕМ.

    В наше время наём ПРОЛЕТАРИАТА осуществляется, в основном, в отделах кадров предприятий (это и есть современный рынок труда), а продажа рабсилы, как правило, подкрепляется заключением контракта, в котором, в частности, указывается, сколько времени будет эксплуатироваться покупаемая рабсила в течение рабочих суток (например, 10 часов) и сколько за эту эксплуатацию рабсилы НАЁМНОГО РАБОТНИКА-ПРОЛЕТАРИЯ в течение рабочего дня будет получать хозяин рабсилы денег, ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.

    Что, спрашивается, в сказанном выше неверно?

    Ответить на этот вопрос будет достаточно трудно, если не учитывать сказанное Лениным о том, что такое общественные классы, а в сказанном им — что классы различаются способом и величиной дохода.

    Если учитывать не только то бла-бла по поводу пролетариата, которого излишне много у автора статьи, но и сказанное кратко и чётко Лениным, то получается следующее.

    1. Отнюдь не всякий наёмный работник является СОБСТВЕННО пролетарием. Им является только тот наёмный работник, который получает а) не прибыль, но заработную плату (таков его способ получения дохода) и б) заработную плату НЕКОТОРОЙ величины. А кто в качестве дохода получает прибыль и/или заработную плату БОЛЬШЕЙ величины, чем «некоторая», тот является и есть, объективно, не пролетарий, а буржуа.

    2. Работник, который получает не только зарплату, но ещё и иной доход (например, продавая картошку, выращенную на даче), а при этом общий его доход НИЖЕ «некоторого», такой работник является не собственно, а ПОЛУпролетарием. Вообще говоря, полупролетарием является любой «полунаёмный», а также и «самозанятый», т.е. вообще не наёмный, работник, если его совокупный доход ниже «некоторого».

    Так что, всё с современным пролетариатом гораздо сложнее и, одновременно, проще, чем в бойко написанной статье. Кто не согласен — поспорим, если будут приводиться аргументы, что называется, по делу.

    Ответить
    • Спрашивается: что такое «продажа рабсилы»…?

      – Это частный случай товарообмена. К-рый, в свою очередь, есть, по сути, обмен равных стоимостей (равных количеств труда). Поэтому зарплата пролетария в среднем равна стоимости его (её) рабочей силы. Эта стоимость представляет собой кол-во труда на

      1. (вос)производство рабсилы (продолжение рода, образование), и
      2. её поддержание.
      (Первое м.б. охарактеризовано как «постоянный капитал» пролетария, с той поправкой, что даёт возможность эксплуатации не чужого труда, а своего.)

      Поэтому требование для пролетария «заработной платы НЕКОТОРОЙ величины» излишне, оно вытекает из самого факта продажи рабочей силы. Напр., если некий программист получает $2 млн./год, то он, видимо, – буржуа (присвоил что-либо частным образом = эксплуатирует чужой труд), а его «наём» лишь маскирует этот факт.

      Ответить
  6. arcadius пишет:

    «Напр., если некий программист получает $2 млн./год, то он, видимо, – буржуа (присвоил что-либо частным образом = эксплуатирует чужой труд), а его «наём» лишь маскирует этот факт».

    Одна величина заработной платы без учёта стоимости товара, который был создан рабочей силой, получающей эту зарплату, не может характеризовать степень эксплуатации.

    Если программист получает $2 млн/год, а продукт его труда был в течение года продан за $4 млн, то степень эксплуатации этого программиста 100%.

    Если же продукт его труда был продан за $1 млн, тогда второй лимон ему подарил его наниматель. Из других источников этот программист денег взять не может, если, конечно, он не подрабатывает написание программ для других буржуинов.

    Но этот случай мы не рассматриваем.

    А вот в качестве эксплуататора такой программист может выступать лишь тогда, когда он создаст предприятие программистов, которым он будет платить не полную стоимость, созданную ими за вычетом суммы на общественные фонды, реализуя на рынке созданный ими продукт, а только часть, но в то же время будет сам продолжать писать программы и назначит себе «зарплату» в $2 млн/год с учётом прибыли.

    Ответить
    • Весьма сомнительно, что пролетарий может принести годовую прибыль $4 млн. Разве что в уникальных случаях – раз или пару раз в жизни, напр. сделав уникальное изобретение. То есть даже при такой удаче никто не в силах приносить указанный доход ежегодно, регулярно. Поэтому потребовав з/п сильно больше стоимости своей рабочей силы (грубо говоря, еды и крыши над головой, см. выше), наш герой будет неблагодарным капиталом немедленно уволен. Взамен него будет нанят другой пролетарий из армии безработных, вполне заменяющий предшественника, но с более скромными финансовыми запросами.

      Прибавочную стоимость целиком присваивает капитал.

      Ответить
  7. arcadius пишет:

    «Весьма сомнительно, что пролетарий может принести годовую прибыль $4 млн.».

    Не могу с Вами не согласиться.

    Но в данном случае речь шла не о сумме, а о том, как узнать, эксплуататор данный работник или нет. Для этого одной величины зарплаты недостаточно. Необходимо ещё знать величину вновь созданной стоимости этим самым программистом, которая определяется рынком, как величина стоимости товара за вычетом из неё стоимости постоянного капитала, присутствующего в стоимости товара.

    Ответить
  8. Надеюсь, Вы моё «Не могу с Вами не согласиться» не воспринимаете, как «Не согласен», а именно, как полное с Вами согласие.

    Ответить
  9. Наконец-то Хало научился дискутировать в корректной форме.

    Продолжайте в том же духе!

    Ответить
  10. Признателен за искренний интерес и грамотные комментарии к моей статье. Статья писалась по самому конкретному поводу, а именно: полемика с членами КПРФ — и не претендовала на исчерпанность. Для меня важно было показать пролетариат, прежде всего, как производительный класс. Что касаемо понятия «производительный труд» при капитализме, то это не входило в мою задачу. Отсюда товарищи совершенно верно заметили ее слабые места, ибо в ней нет ни слова о таких вещах как «производительный труд вообще», «производительный труд пролетария», «производство прибавочной стоимости». Пролетарий есть тот, кто не просто продает свою рабочую силу, но и производит прибавочную стоимость. Один товарищ упрекнул меня в бойкости и некоторой абстрактности. Я не претендовал на все богатство жизни, а стремился пошагово подойти к сути. Возьмем хотя бы такой пример. Частный собственник нанимает 2-3 рабочих. Они выполняют вместе с собственником определенную работу. Вопрос: являются ли они пролетариями, а собственник капиталистом? Продажа рабочей силы налицо, работник получает заработную плату и пр. Но вопрос совершенно абстрактный, поскольку мы не знаем, есть ли здесь прибавочная стоимость. И таких примеров можно привести еще. Маркс приводит их в «Капитале» несколько. Например, он говорит, что прибавочная стоимость может быть произведена и акробатом в частном цирке, если хозяин цирка превратил ее в капитал. И не важно, куда он вложил деньги — в строительство второго цирка или в другие операции.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *