- Введение в марксистскую теорию коммунизма, становление её научных основ
- Введение в марксистскую теорию коммунизма, становление её научных основ (продолжение)
- Развитие социалистических и коммунистических идей от утопии к науке
- Философские основы марксистской теории
- Нравственные основы марксистской теории
- Марксизм и религия
- Экономические основы марксистской теории
- Марксистская теория экономических общественных формаций и её проблемы
- Отношения собственности в марксистской теории
- Разделение труда и частная собственность – тождественные выражения
- Марксистская анатомия капитализма
- Марксизм о происхождении классов и классовой борьбы
- Марксизм о предпосылках мировой коммунистической революции и тактике пролетарской борьбы
- Марксизм о государстве как паразитическом наросте на теле общества
- Диктатура пролетариата в марксистской теории, её проблемы
- Марксизм о первой (начальной) фазе коммунизма
- Марксизм о браке, семье, воспитании и образовании
- Классики о более высокой фазе коммунизма
- Марксизм и экология
- Личное: Концепция коммунистического развития с точки зрения аутентичной марксистской теории
- Принципиальные положения классической марксистской коммунистической теории
Лекция 4
Дьяченко В. И.
Самым главным в теоретическом наследии Маркса и Энгельса, по мнению, большинства учёных марксистов, следует считать их опору на философию. Ибо именно философия (любомудрие), обобщая научные открытия, как в области естественных, так и в области общественных наук, открывала наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. До ХIX века философия считалась наукой наук, универсальной наукой. В то время философские обобщения играли важнейшую роль в научных исследованиях. Поэтому, в отличие от многих нынешних учёных, Маркс и Энгельс при разработке своей теории должное значение придавали философскому обоснованию своих исследований, обращали внимание на многие аспекты философии и разрабатывали её. Они в полной мере использовали философские системы. Прежде всего, это относится к диалектической логике немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и к материалистической системе также немецкого философа Людвига Фейербаха, которые Маркс критически переработал. Маркс и Энгельс блестяще владели диалектической логикой, философским учением, которое Маркс поставил на материалистическую основу. В диалектическую логику Гегеля он вдохнул материалистическое миропонимание. И это учение являлось инструментом исследований, результаты которых позволили классикам открыть законы и закономерности развития человеческого общества. При этом, если Маркс, в силу полученного философского образования, шёл от философии к экономике, то Энгельс, наоборот, шёл от экономики к философии, не имея даже законченного среднего и высшего образования.
Специальных философских трудов Маркс не создавал, за исключением «Экономически-философских рукописей 1844 г.», и совместно с Энгельсом написанной «Немецкой идеологии». Но материалистическое мировоззрение, диалектическая логика на материалистической основе пронизывает все его зрелые произведения.
Марксу принадлежит разработка материалистического подхода к пониманию человеческой истории. Разработку такого подхода Маркс и Энгельс начали именно в «Немецкой идеологии». В разделе: «Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, В. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков» они, прежде всего, подвергли критике гегелевскую систему идеалистической диалектики и его последователей, а также созерцательный материализм Фейербаха. В этом произведении впервые были изложены основные принципы материалистического понимания истории, предложенные Марксом. Глубокие философские суждения содержаться в статье Маркса 1843 г."Критика гегелевской философии права", в книге Маркса «Нищета философии» 1847 г., «Капитал» Маркса весь пронизан диалектической логикой на материалистической основе.
В отличие от Маркса, Энгельс специально вопросам философии посвятил несколько работ. Во – первых, это отдел первый «Анти-Дюринга», который так и озаглавлен «Философия».
В 1886 г. (уже после смерти Маркса) Энгельс написал ещё один философский труд «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В нём он изложил в систематизированном виде разработанный Марксом материалистический метод исследования, в основу которого была положена диалектическая логика Гегеля, разъяснил суть материалистической основы. Поводом для написания этой работы послужила просьба редакции журнала «Neue Zeit» сделать критический анализ книги Штарке о Фейербахе. (См. Starcke C.N. Ludwig Feuerbach. Stuttgart. 1885). Энгельс писал, что Фейербах, «несмотря на материалистическую основу, ещё не освободился от старых идеалистических пут», что «действительный идеализм Фейербаха выступает наружу тотчас же, как мы подходим к его этике и философии религии» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. ХIV, с. 852–654). Более того, сам Фейербах, возражал против названия – материализм.
Итак, что есть материалистическое мировоззрение? Материалистическое мировоззрение возникло примерно две с половиной тысячи лет тому назад. Его основателями считаются древние греки философы Гераклит Эфесский, затем Демокрит, затем Эпикур. В доходчивой форме эту суть материалистического мировоззрения раскрыл Энгельс. «Материалистическое мировоззрение, – отмечает он, – означает просто понимание природы такой, какая она есть, без всяких посторонних прибавлений» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. XIV, C. 651). Имеется в виду, что природа понимается без всяких человеческих фантазий о духе, душе и боге.
Материалистическому мировоззрению противостоит мировоззрение идеалистическое. Человек с идеалистическим восприятием мира считает окружающую действительность воплощением «абсолютной идеи», (отсюда и название «идеализм»). И эта идея есть бог. Такое мировоззрение, основанное на иррациональном (не основанном на разуме и науке) мышлении, исходит из того, что миром правят идеи, что сознание, рождающее эти идеи, и определяет бытие. Материалистическое мировоззрение, наоборот, исходит из того, что окружающий нас мир материален, что нет никаких сверхестественных сил, что бытие определяет сознание, что окружающая нас действительность есть воплощение не идеи, а движения материи. В этой связи Энгельс пишет: «Вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, – этот вопрос, игравший, впрочем, большую роль и в средневековой схоластике, вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века? Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счёте, так или иначе признавали сотворение мира, – а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко ещё более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, – составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются» («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»).
Другой стороной этого вопроса является вопрос о познаваемости окружающей действительности. В отличие от агностиков (философы Юм, Кант), которые утверждали о невозможности познания бытия, Маркс и Энгельс решительно отвергали подобную философию, считая её «реакционной уступкой идеализму» и в лучшем случае «стыдливым пропусканием через заднюю дверь материализма, изгнанного на глазах публики» (см. Анти-Дюринг, см. также Ленин В. И. ПСС. Т. 26. С. 52).
Энгельс разъясняет: «Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет ещё и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия. Громадное большинство философов утвердительно решает этот вопрос»… («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»).
В 70-х годах 19 века, немецкий мелкобуржуазный идеолог Е. Дюринг выступил с претензией на создание новой всеобъемлющей системы философии. Дюринг, как и Гегель, принципы бытия, выводил из мышления. Опровергая эту позицию, Энгельс пишет, что «не природа и человек сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории. Таково единственно материалистическое воззрение на предмет, а противоположный взгляд г-на Дюринга есть идеалистический взгляд, переворачивающий вверх ногами действительное соотношение, конструирующий действительный мир из мыслей, из предшествующих миру и существующих где-то от века схем, теней или категорий, точь-в-точь как это делает… некий Гегель» (Анти-Дюринг. М. 1977. С. 29–30.). Итак, материалист диалектик исходит из того, что мир материален, что он познаваем, что материя первична, а сознание, мышление вторично.
Что такое материя? Материя с точки зрения учения о познании (гносеологии), есть фундаментальное философское понятие (категория), которое придумано философами для обозначения объективной реальности. Эту объективную реальность человек ощущает своими органами чувств. И эта реальность существует независимо от человеческих органов. (Ленин).
Процесс познания начинается человеком с живого созерцания, то есть с восприятия окружающей объективной реальности (материи) органами чувств. От органов чувств отражаемые снимки поступают в мозг. Мозг человека включает абстрактное мышление, т. е. от живого созерцания человек переходит к абстрактному мышлению. Затем выводы абстрактного мышления проверяются на практике. Таков путь познания объективной истины (Ленин).
Материя всегда первична по отношению к мышлению, т. е. к идеальному. Ибо идеальное (мыслительное) есть не что иное, как последствие отражения материального в человеческой голове. «Мой диалектический метод, – пишет Маркс, – по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». (Маркс К. «Капитал». Т. 1. М. 1973. С. 21). Понятие «материя» в любом аспекте всегда есть абстракция, которая мысленно выводится из множества предметов и процессов, она «чистое создание мысли» (Энгельс).
С точки зрения учения о бытии, которое называется онтологией, материя по отношению к своим проявлениям (состояниям и свойствам) выступает как субстанция – всеобщая первичная основа всех вещей и, по сути, равна всем процессам во Вселенной.
Материя с позиции диалектического материализма, обладает определёнными атрибутивными свойствами. Это: изменчивость, вечность, неисчерпаемость, пространственно–временная форма. Иногда к ним относят отражение, информацию и сознание.
Материя вечна и бесконечна. Энгельс разъяснял: «Вечность во времени, бесконечность в пространстве… состоят в том, что тут нет конца ни в какую сторону, – ни вперёд, ни назад, ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево … Бесконечность есть противоречие, и она полна противоречий. Противоречием является уже то, что бесконечность должна слагаться из одних только конечных величин» (там же. С. 45, 47).
Материя находится в постоянном и вечном движении. «Движение, – утверждает Энгельс, – есть способ существования материи» («Анти-Дюринг». С. 55)
Что такое движение? Движение это всякое изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Это все изменения и процессы во Вселенной. Это всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое.
«Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи» (там же).
Формы материи образуют единство, связь и вместе с тем бесконечное многообразие. Энгельс разъяснял: «Действительное единство мира состоит в его материальности» (там же. С. 39). А это значит, что все бесконечно многообразные вещи: звёзды, планеты, атомы, живые организмы, человек, общество и даже природная подоснова сознания есть материя. Процессы сознания представляют собой лишь отражение материального мира в голове человека. Таково материалистическое мировоззрение, которого придерживается большинство философов.
В своих исследованиях классики опирались также на логику и диалектику, науках, исследующих законы человеческого мышления.
Что такое логика? Логика – это философское учение о методах научного мышления. Скудоумие обыденного мышления подвинуло древнегреческого философа Аристотеля на разработку методов мышления – системы операций, приёмов и правил обработки знаний с целью повышения истинного отображения сущности явлений. Научное мышление, согласно науке логики, основывается на взаимопроникающих методах анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрактного и конкретного и др.
Анализ (от греч. analysis — разложение). Во-первых, это расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). Во-вторых, в формальной логике это уточнение логической формы (структуры) рассуждения. «Без анализа нет синтеза», – обоснованно утверждал Энгельс в «Анти-Дюринге» (там же. С. 37).
Синтез (от греч. synthesis – соединение), соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).
Основной логической формой рассуждения является силлогизм.
Силлогизм (греч. syllogismos), рассуждение, в котором две посылки, связывающие субъекты (подлежащие) и предикаты (сказуемые), объединены общим (средним) термином, обеспечивающим «замыкание» понятий (терминов) в заключении силлогизма. Напр. : «Все металлы — электропроводны, медь — металл, значит, медь электропроводна».
Силлогистика (от греч. syllogistikos — выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции, в котором рассматриваются рассуждения в форме силлогизмов.
Дедукция (от лат. deductio — выведение), вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Рассуждение от общего к частному. Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция — основное средство доказательства.
Индукция (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Рассуждение от частного к общему.
Абстрактное мышление – это выделение человеческим мышлением общих свойств у множества предметов, явлений и процессов.
Конкретное мышление – это выделение человеческим мышлением предмета или явления взятого во всём многообразии его различных сторон, чему соответствует конкретное знание о нём. Категории абстрактного и конкретного относительны. То, что предстаёт как конкретное по отношению к абстрактному, само может выступать как абстрактное по отношению к более богатому и многообразному конкретному. Наивысшая степень абстракции это выделение всеобщих свойств целого класса предметов. Движение мысли может происходить как от конкретного к абстрактному, так и от абстрактного к конкретному.
Логика нашла своё дальнейшее развитие в философии, математике, кибернетике.
Ранее уже было отмечено, что Маркс и Энгельс блестяще владели диалектической логикой. Что такое диалектика?
Диалектика [от греч. dialektike (techne) – искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия (онтология) и познания (гносеология) и основанный на этом учении метод научного мышления. По Гегелю диалектика – это «бытие и ничто в становлении». Более чёткое определение диалектики дал В. И. Ленин: «Вкратце диалектику, писал он, – можно определить как учение о единстве противоположностей» /Псс., т. 29, с. 203/. Но и у Ленина диалектика рассматривается как учение, мысль и рассуждение о единстве противоположностей, в то время как диалектика это и само это единство противоположностей, и учение, и мысль, и рассуждение о единстве противоположностей, и метод научного познания. Энгельс писал: «Диалектика в нашей голове – это только отражение действительного развития, которое совершается в мире природы и человеческого общества и подчиняется диалектическим формам» /Соч., т. 38, с. 177 (Энгельс Ф. Письмо к Шмидту). Поэтому правильно определять диалектику и как «развивающийся предметный мир» и как отражение в нашей голове этого развития, и как метод его познания, и как философское учение. Различают материалистическую диалектику, идеалистическую диалектику, диалектическое мышление, диалектический метод мышления, диалектическую логику.
Материалистическая диалектика как метод – это общенаучный метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития материальной природы, общества и человеческого мышления (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).
Идеалистическая диалектика как метод – это всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) мирового духа, абсолютной идеи и истории, выводимых из мышления (Гегель).
Диалектическое мышление – это объяснение объекта на основе развития.
Диалектический метод мышления – это объяснение объекта с помощью отдельных принципов, приёмов, акцентирующих его развитие.
Диалектическая логика – объяснение развития на основе строго взаимозависимой технологии рассуждения (см, например, Войтов А. Г. «Методология теоретической науки. Популярное пособие по развитию способности логико-диалектического мышления». М. 2013).
Материалистической метод диалектической логики был использован Марксом и Энгельсом во всех их трудах. Метод диалектической логики был разработан Гегелем. Ленин писал, например, что невозможно понять первого раздела «Капитала» Маркса, не проштудировав «Науку логики» Гегеля. Как уже было отмечено, диалектическую логику Гегель разработал на идеалистической основе. Маркс поставил её с головы на ноги, вдохнув материалистическую основу. Маркс признавал диалектику главным методом познания. Осознание им этого натолкнуло его на мысль изложить диалектику в доступной форме после окончания работы над «Капиталом». «Если бы когда-нибудь снова нашлось время для таких работ, – писал он, – я с большим удовольствием изложил бы на двух или трёх печатных листах в доступной здравому человеческому рассудку форме то рациональное, что есть в методе, который Гегель открыл, но в то же время и мистифицировал» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. 29. С 212, Т. 32. С. 456). Но сделать это Маркс не успел. Это уже делали учёные-философы после его смерти.
Итак, основным фундаментальным понятием (категорией) диалектики является движение. Природа общество и человеческое мышление находятся в постоянном изменении, движении (самодвижении). Самодвижение делится на материальное движение и идеальное.
Материальное движение – это все изменения, происходящие в объективном мире, а, по сути – способ существования материи. Следовательно, нет материи без движения, как и нет движения без материи. Состояние материи, лишённое движения, – это пустое понятие, как и движение, не имеющее материального носителя.
Идеальное движение – это все изменения, процессы, происходящие в субъективном мире, в сознании человека. Движение диалектически противоречиво. Это проявляется в следующем:
- оно есть единство абсолютного (вечность, несотворимость и неуничтожимость) и относительного (смена форм движения и местоположений предметов) в одно и то же время;
- оно есть единство изменчивости и устойчивости;
- оно есть единство прерывности и непрерывности, когда в каждый данный момент времени тело находится в какой–то точке пространства, и не находится; обладает каким–либо свойством и не обладает;
- оно есть единство качественных и количественных изменений.
Формы материального движения и их носители:
- механическая (тела),
- физическая (атомы),
- химическая (молекулы),
- биологическая (нуклеиды),
- социальная (люди и их деятельность).
Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» пришли к выводу, что «форма общения» людей в процессе производства своей жизни в условиях отчуждения, о котором Маркс писал в «Экономическо-философских рукописях» 1844 г. принимает конкретность в виде «производственного отношения». Таким образом, система производственных отношений есть форма материального движения, определенного исторического периода.
Энгельс писал: «Современное естествознание вынуждено было заимствовать у философии положение о неуничтожимости движения; без этого положения естествознание теперь не может уже существовать. Но движение материи – это не одно только грубое механическое движение, не одно только перемещение; это теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение, жизнь и, наконец, сознание». Он опровергал утверждение сторонников религиозного миропонимания о том, что первый толчок материи, после которого она стала двигаться, был один раз и его сделал бог. После чего материя смогла «дифференцировать своё движение». (Энгельс Ф. Диалектика природы. М. 1941. С. 18).
Все формы движения генетически взаимосвязаны, то есть не просто способны переходить одна в другую, а переходить в такую другую, которая порождается данной формой, «вырастает» из неё. Это обуславливает возможность их развития от низшей формы к более высокой, причём так, что каждая более высокая форма включает в себя все предшествующие, но не сводится к их сумме.
Типы движения (и материального, и идеального):
- функционирование, когда система работает без каких–либо существенных перемен;
- изменение, когда налицо, хоть часто и качественное, но обратимое превращение системы в другое.
Развитие – это направленное, закономерное изменение. В результате развития через единство и борьбу противоположностей, чрезмерное накопление количественных изменений и отрицание отрицания возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры.
Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Развитие, как правило, происходит эволюционно-революционным путём.
Выделяют восходящую линию развития (прогресс) и нисходящую (регресс). В этой связи Энгельс пишет, что «все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет своё оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но она становится непрочной и лишается своего оправдания перед лицом новых, более высоких условий, постепенно развивающихся в её собственных недрах. Она вынуждена уступить место более высокой ступени, которая, в свою очередь, также приходит в упадок и гибнет. Эта диалектическая философия разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих ей абсолютных состояниях человечества…» («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»).
Развитие может быть равномерным и не равномерным, всесторонним и односторонним, гармоничным и дисгармоничным. Характеризуя развитие, следует иметь в виду следующее:
- развитие есть единство прогресса и регресса. Прогрессивные изменения определяются как изменения, направленные от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. К регрессу относятся противоположно направленные изменения. В чём проявляется данная черта развития? Во–первых, всегда идёт противоборство более прогрессивных изменений и менее прогрессивных. «Место отмирающей действительности занимает новая, жизнеспособная действительность, занимает мирно, если старое достаточно рассудительно, чтобы умереть без сопротивления, – насильственно, если оно противится этой необходимости». Этот процесс абсолютен так же, как абсолютно движение, развитие (там же). Во–вторых, всякий прогресс есть одновременно ограничение развития в других направлениях (например, современный капиталистический научно–технический прогресс из всесторонне развитого в потенции человека производит узкого специалиста). В–третьих, этапы развития есть чередование преобладания прогресса или регресса.
- развитие есть единство конечного и бесконечного. Оно конечно, т. к. конечно развитие отдельных вещей, которые возникают и исчезают, но, в то же время, бесконечно, т. к. бесконечна связь отдельных явлений в единой цепи преобразования мира. В диалектической концепции развития её источником (коренной причиной) выступает внутренние, заключённые в самом объекте противоречия в единстве с противоречиями внешними. При этом качественное изменение объекта подготавливается количественными изменениями, переходящими границу меры и развитие происходит по спирали, воплощая единство поступательного и кругового движения. Эти процессы описываются основными законами диалектики.
Содержанием диалектики являются законы и категории развития.
Основные (всеобщие) законы диалектики, как конкретизация «принципа» развития:
- закон единства и борьбы противоположностей (показывает источник развития);
- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (показывает характер развития);
- закон отрицание отрицания (характеризует направленность и структуру развития).
Закон единства и борьбы противоположностей гласит: источником развития является борьба образующих единое целое и взаимодействующих противоположностей; борьба противоположностей ведёт к противоречиям между ними; крайним обострением противоречия является конфликт. Основные понятия закона:
Противоположности (формальные противоположности) – это такие свойства предметов (явлений, процессов), которые занимают предельные, крайние места (верх – низ, правое – левое, сухое – мокрое, горячее – холодное и т. д.)
Диалектические противоположности – это противоположности (противоположные свойства, стороны, тенденции), которые находятся в непрерывном взаимодействии, – воздействуют друг на друга, одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, не могут существовать один без другого. Отношение между ними всегда носит динамический характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. Они образуют диалектическое противоречие.
Диалектическое противоречие – взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон (тенденций, предметов, явлений), которые находятся во внутреннем единстве (взаимопроникновении), выступая источником самодвижения и развития. Противоположности, из которых складывается противоречие, противостоят друг другу как положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона (момент) направлена на сохранение противоречивого целого (и совпадает с ним), а отрицательная на устранение.
Этапы диалектического противоречия:
- Этап нерасчленённого единства, примитивного тождества.
- Этап развёртывания противоречия, раздвоения единого, когда противоречие имеет характер различия, то есть не развернувшегося противоречия. Затем различие становится более существенным, углубляется, превращается в развернувшееся противоречие, противоположные стороны которого всё меньше и меньше могут оставаться в рамках единства.
- Этап разрешения противоречия. Он означает снятие единства, взаимосвязи противоположностей, его исчезновение или в форме крайнего обострения, конфликта противоположностей, или в форме перехода к расчленённому единству, разностороннему тождеству отношений. В любом случае борьба противоположностей необходимо ведёт к исчезновению вещи, как определённого единства противоположностей и возникновению нового объекта с новым единством противоположностей. Следовательно, единство противоположностей условно, временно, борьба – абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Поэтому, когда диалектика говорит, что вещь одновременно и существует, и не существует, это означает, что каждая вещь есть единство устойчивости и изменчивости, положительного и отрицательного, отмирающего и нарождающегося.
Классификация диалектических противоречий:
- в зависимости от области действий: объективные и (природные и социальные) субъективные, то есть противоречия мышления и других компонентов внутреннего мира человека;
- применительно в структуре объекта есть внутренние противоречия и внешние;
- по степени значимости выделяют основные и не основные противоречия, существенные и несущественные;
- в социальной жизни противоречия подразделяют на антагонистические, то есть такие, которые предполагают уничтожение одной из противоположностей, и не антагонистические.
Особенности диалектического противоречия:
- Его существование, в отличие от «чистого», формального противоречия, не только в субъективной (сознание), но и в объективной (природа, общество) реальности.
- Взаимообусловленность: каждая из сторон единого существует лишь постольку, поскольку существует другая, противоположная ей сторона.
- Взаимоотрицание: каждая вещь тождественна другой и самой себе и, одновременно, отлична от другой и от самой себя. Опосредствование противоположностей промежуточными звеньями (состояниями, свойствами, сторонами, предметами и т. д.), через которые и благодаря которым диалектическое противоречие, в отличие от формально–логического, живёт и осуществляется. Например, формально снег всегда имеет белый цвет, и если вдруг он утратит этот цвет по причине угольной пыли, то тогда он перестанет быть снегом. Затруднение легко разрешается, если мы рассматриваем противоречие не как формальное: белое – чёрное, снег – не снег, а как диалектическое, то есть ищем промежуточное, посредствующее звено между противоположностями. Им в данном случае оказывается «грязный снег». Снятие (разрешение) противоречия есть качественный скачок к новому единству противоположностей, к новому целому, то есть к новому качеству. Следовательно, в каждом противоречии присутствует противоречие между качеством и количеством. «В биологии, например, – пишет Энгельс в „Анти-Дюринге”, – закон единства и борьбы противоположностей выражается в постоянном обмене веществ, постоянном отмирании и обновлении клеточек организма как условии его жизни и развития».
Применяя этот закон к капиталистическому способу производства, обмена и присвоения, Маркс открыл, что при капитализме сложилось противоречие между наёмным трудом и капиталом, между общественным характером производства и частным характером присвоения, когда производит всё общество, а присваивает львиную долю произведённого продукта малочисленная группа капиталистических магнатов. Это противоречие должно разрешиться в борьбе этих противоположных начал в пользу коммунистического способа присвоения, который будет носить общественный характер. Это будет качественным скачком к новому единству противоположностей, т. е. к новому качеству общества.
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений гласит: интенсивные количественные изменения, постепенно накапливаясь, превышая границу меры, путём скачка вызывают качественные изменения в объекте, создавая условия для новых количественных изменений.
Основные понятия закона:
Качество – это устойчивая совокупностью существенных свойств объекта, то есть то, что делает эту вещь именно этой вещью. Качество, будучи тесно связанным со структурностью вещи, есть не просто совокупность элементов, а их единство и целостность. Структурность позволяет понять, почему утрата некоторых свойств вещи тождественна с её конечностью: когда мы говорим о качестве вещи, то тогда соотносим её с другой вещью и, следовательно, устанавливаем границы её бытия. Качественно одинаковые вещи отличаются по некоторым свойствам, т. е. количественно. Нет качества без количества и нет количества, которое не выражало бы определённого качества.
Количество – это определённость, выражающаяся в различиях внутри предметов одного и того же качества, это свойство объекта, изменение которого в определённых границах не нарушают качества. Количественные изменения могут быть интенсивными и экстенсивными. Первые приводят к коренным, качественным изменениям, а вторые – нет.
Мера – это интервал количественных изменений, в пределах которых качество объекта неизменимо. Мера, как и другие категории диалектики, отражает универсальные связи бытия. Нет ни одного явления природной, социальной и культурно-нравственной деятельности, которое не имело бы границ своего существования. Переход от одной меры к другой, от одного качества к другому осуществляется в форме скачка.
Скачок – момент превращения одного качества в другое, интенсивных количественных изменений в качественные.
Формы скачков:
- Быстрое и резкое превращение одного качества в другое (атомный взрыв).
- Постепенный качественный переход, когда вещь изменяется не сразу и не целиком, а отдельными своими сторонами, путём постепенного накопления (эволюция видов животных). Раскрывая диалектический закон количества и качества, Энгельс отмечает, «что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия». (См. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 23. С. 318). Показывая действие этого закона при образовании капитала, Маркс разъяснял, что «не всякая произвольная сумма денег или стоимости может быть превращена в капитал, что, напротив, предпосылкой этого превращения является определённый минимум денег или меновых стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров». (см. «Анти-Дюринг». С. 317).
Закон отрицание отрицания гласит: развитие – это бесконечная цепь генетических (диалектических) отрицаний старого новым при сохранении в новом всего необходимого из предшествующих стадий развития.
Основные понятия закона:
Отрицание – это уничтожение тех или иных свойств объекта или тенденция к этому. Развитие может быть рассмотрено как цепь бесконечных отрицаний, сменяющих друг друга. Во–первых, отрицание присуще не только процессу развития, но и вообще любому движению, изменению, функционированию. Во–вторых, следует различать отрицание как объективную закономерность и наши представления о нём (истинные или ложные). Отрицание как абсолютное уничтожение чего–либо материального вообще неосуществимо, т. к. материя при всех превращениях меняет свои формы. В материальном мире отрицание в конечном итоге всегда выступает как снятие, то есть как единство и уничтожения, и сохранения.
Виды отрицания:
- конструктивное (созидательное) и деструктивное (разрушительное);
- изменяющее качественную сторону объекта (снятие) или только количественную (трансформация);
- генетическое (диалектическое), и негенетическое (недиалектическое). В генетическом отрицании имеет место постоянное воссоздание механизмов детерминации, обусловленности последующего развития системы, а в негенетическом – нет. То есть в процессе развития на локальном уровне могут входить различные негенетические отрицания или их элементы, но движителями самого развития они стать не могут. Эту роль выполняет только генетическое (диалектическое) отрицание. Оно присуще развитию как его закономерность.
Диалектическое отрицание предполагает деструкцию (разрушение) прежнего, кумуляцию (преемственность, частичное сохранение) и конструкцию (формирование, созидание качественно нового).
Триада Гегеля (Тезис–Антитезис–Синтез) В XIX веке Ф. Шеллинг и Г. Гегель первыми предложили модель диалектического отрицания, которую иногда называют «триадой Гегеля».
Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27. 1. 1775, Леонберг, — 20. 8. 1854, Рагац, Швейцария), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма.
Триада Гегеля содержит два отрицания, различных по своей специфике и роли в развитии:
- первое – раздвоение единого, или переход от тезиса к антитезису;
- второе – взаимопереход тезиса и антитезиса, их слияние или синтез.
Триады бывают имманентными, то есть присущими вещи в любых условиях её существования (например, действительность–возможность–действие) и временными (историческими), характеризующими движение вещи во времени из одного качества в другое.
Развёртывание временной триады. В начале происходит первое отрицание, при котором новое есть полное противоположность старому. На ступени второго отрицания неизбежно восстанавливаются черты исходной формы. То есть развитие осуществляется путём перехода от старого к новому и от нового к новейшему: старое отрицается новым, которое в свою очередь стареет и отрицается новейшим. Реализация одной триады – это естественное появление другой. И тогда развитие имеет форму не линии, а круга, в котором конечная точка совпадает с начальной, но на высшей основе, т. е. развитие идёт по спирали. Рассматривая диалектический закон отрицание отрицания, Энгельс в «Анти-Дюринге» разъясняет: «В диалектике отрицать не значит просто сказать „нет”, или объявить вещь несуществующей, или разрушить её любым способом… способ отрицания определяется здесь, во-первых, общей, а, во-вторых, особой природой процесса. Я должен не только что- либо подвергнуть отрицанию, но и снова снять это отрицание. Следовательно, первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе осталось или стало возможным. … Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие». («Анти-Дюринг». С. 141). В качестве примера он приводит историю развития земельной собственности. «Все культурные народы начинают с общей собственности на землю. У всех народов перешагнувших уже через известную ступень первобытного состояния, общая собственность становится в ходе развития земледелия оковами для производства. Она уничтожается, подвергается отрицанию и, после более или менее долгих промежуточных стадий, превращается в частную собственность. Но на более высокой ступени развития земледелия, достигаемой благодаря самой же частной собственности на землю, частная собственность, наоборот, становится оковами для производства, как это наблюдается теперь и в мелком и в крупном земледелии. Отсюда с необходимостью возникает требование – подвергнуть отрицанию теперь уже частную земельную собственность, превратить снова в общую собственность. Но это требование означает не восстановление первобытной общей собственности, а установление гораздо более высокой, более развитой формы общего владения, которая не только не станет помехой для производства, а, напротив, впервые освободит последнее от стесняющих его оков и даст ему возможность полностью использовать современные химические открытия и механические изобретения» (там же. С. 137–138).
Категории диалектики. Сущность материи как развивающейся субстанции в общем, виде раскрывается через основные законы диалектики. В более особенной, конкретной форме это осуществляется в законах единства формы и содержания, сущности и явления, причины и следствия, возможности и действительности и т. д. Структурными элементами этих законов являются категории диалектики, то есть наиболее общие (фундаментальные) философские понятия, в которых отражаются всеобщие свойства, характеристики и связи реальности. Рассмотрим некоторые из философских категорий.
Сущность и явление.
-
Сущность – философская категория, обозначающая объективные, необходимые, глубинные, устойчивые, внутренне взаимосвязанные стороны предметов или явлений, которые определяют их основные характеристики. Сущность сама по себе, то есть в самом общем виде реально не существует. В действительности она неотделима от особенной формы своего бытия, от явления. Только в единстве с последним она имеет место.
Явление – философская категория, обозначающая внешнее выражение сущности. Отношение между сущностью и явлением раскрывается как существенное отношение между внутренним и внешним, между общим, особенным и единичным. Внутреннее никогда непосредственно не тождественно внешнему. Развитие сущности и явления состоит ещё и в том, что сущность более глубока, чем явление, но зато явление богаче.
Содержание и форма.
-
Содержание – философская категория, обозначающая совокупность различных основных элементов системы, которые обеспечивают, выражают и сохраняют её качественную определённость. То есть не всё, что входит в состав объекта, относится к его содержанию. Содержание и содержимое – это разные понятия. Содержание всегда находится в единстве с формой.
Форма – философская категория, обозначающая структуру, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов предмета или явления. Только через форму содержание выражается и только благодаря ей существует. Если при раскрытии содержания мы пробуем ответить на вопрос: «Что? », то для понимания формы предмета мы задаём вопрос: «Как? ». Форма зависит от содержания, но обладает относительной самостоятельностью и может влиять на содержание. Отсюда следуют важные методологические выводы:
- Нельзя отрывать форму от содержания.
- Недопустимо чрезмерно преувеличивать роль формы и принижать роль содержания и наоборот.
Общее, особенное, единичное.
Общее – философская категория, которая обозначает сходство явлений и предметов, повторяемость объединяющих их характеристик. Общее противостоит единичному как противоположность.
Единичное – философская категория, которая служит для обозначения отдельного, ограниченного в пространстве и времени предмета или явления определённого качества. Это вся совокупность признаков и характеристик отдельного предмета. Иногда выделяют и категорию «отдельное», которая показывает связь всех индивидуальных параметров предмета и параметров, общих с другими предметами, и только характерных для данного предмета. Последнее выражает философская категория «особенное». Она показывает, чем тот или иной предмет выделяется из всех ему подобных. Особенное играет роль связи между общим и единичным.
В пределах материалистической диалектики сложился и другой подход к пониманию общего и единичного. В его рамках принято отмечать «абстрактное всеобщее» от «конкретного всеобщего». Если первое есть одинаковость, похожесть элементов рассматриваемой системы, то второе представляет собой их сплетённый единой взаимосвязью целостный и, вместе с тем противоречивый организм (всеобщее поле) сложные связи и отношения.
Именно с точки зрения диалектики единичного, особенного и всеобщего марксистская теория коммунизма представляет этапы развития общественного бытия. На первом этапе всеобщее бытие выступает как непосредственное единство единичных, когда особенное еще не проявилось в последних. На втором этапе происходит отрицание первоначального единства бытия, единичности выступают через их особенное, и их единство может быть только внешним, вынужденным. На третьем этапе осуществляется возвращение к подлинному единству бытия, которое базируется на самосознании единичностей, достигших внутри себя уровня всеобщего.
Таким образом, общественное бытие развивается от общего к частному, а от частного к всеобщему, то есть к коммунистическому бытию.
Действительность и возможность.
Возможность – философская категория, обозначающая существующие связи, предпосылки, тенденции возникновения того или иного процесса или явления. Возможность – это наличие в недрах старой действительности общей формы новой действительности. Превращение возможности в новою действительность осуществляется в результате наполнения этой формы субстанциальным содержанием.
Виды возможностей:
- Абстрактная возможность. Она не имеет необходимых условий для реализации, но может быть со временем порождена.
- Реальная возможность. Она порождается закономерными тенденциями развития объекта, конкретными условиями и имеет объективно необходимые предпосылки в самой действительности.
Причина и следствие.
-
Причина – это явление, вызывающее к жизни другое явление.
Следствие – это то, что порождено в результате действия данной причины. Причинность (каузальность) универсальна: в мире нет явления, которое бы не имело бы своей причины (причин), не было бы связано с другими явлениями и процессами причинно–следственными связями. Вот почему при переходе от отдельного случая, конкретного факта к общему невозможно установить начальную причину, так как одна и та же связь одновременно выступает и как причина и как следствие. Поэтому для выяснения истинной картины необходимо исследовать максимально возможную совокупность причин и следствий.
Необходимость и случайность.
-
Необходимость – философская категория, выражающая устойчивые связи и отношения, при которых одно событие обязательно влечёт за собой другое.
Случайность – философская категория, которая служит для обозначения явлений, возникающих в результате внешних или неглавных для данного объекта причин с заданной степенью вероятности (могут произойти обязательно, а могут и вообще не произойти). Необходимая связь в «чистом виде» существует лишь в нашем сознании, но в реальной действительности она неотделима от случайных форм своего проявления и вне их она не дана. Всякая необходимая связь является связью, пробивающей себе дорогу сквозь хаос случайностей.
Свобода и необходимость.
В «Анти-Дюринге» Энгельс отмечает: «Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости. „Слепа необходимость, поскольку она не понята”. Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей» («Анти-Дюринг». С. 112).
Исследуя проблему истинности знаний, Маркс и Энгельс пришли к выводу, что все наши знания относительны, что абсолютными, так называемыми истинами в последней инстанции или истинами на все века могут быть только банальные истины типа, что Париж столица Франции или что Наполеон умер 5 мая 1821 г.
Диалектический характер марксистской философии связан с материалистической переработкой идеалистической диалектики Гегеля, а также с диалектической переработкой метафизического материализма. Материалистическую диалектику К. Маркс считал не специфически философским, а общенаучным методом исследования, который он, в частности, применил в «Капитале»
Конечно. Об этом говорилось в вводных лекциях.