- Введение в марксистскую теорию коммунизма, становление её научных основ
- Введение в марксистскую теорию коммунизма, становление её научных основ (продолжение)
- Развитие социалистических и коммунистических идей от утопии к науке
- Философские основы марксистской теории
- Нравственные основы марксистской теории
- Марксизм и религия
- Экономические основы марксистской теории
- Марксистская теория экономических общественных формаций и её проблемы
- Отношения собственности в марксистской теории
- Разделение труда и частная собственность – тождественные выражения
- Марксистская анатомия капитализма
- Марксизм о происхождении классов и классовой борьбы
- Марксизм о предпосылках мировой коммунистической революции и тактике пролетарской борьбы
- Марксизм о государстве как паразитическом наросте на теле общества
- Диктатура пролетариата в марксистской теории, её проблемы
- Марксизм о первой (начальной) фазе коммунизма
- Марксизм о браке, семье, воспитании и образовании
- Классики о более высокой фазе коммунизма
- Марксизм и экология
- Личное: Концепция коммунистического развития с точки зрения аутентичной марксистской теории
- Принципиальные положения классической марксистской коммунистической теории
- Материалистическая диалектика, как основа всякого, в том числе общественного, развития:
- мир материален, всё имеет своё начало и конец, лишь материя вечна и бесконечна, она находится в постоянном движении, движение есть способ существования материи.
- бытие (реальная материальная действительность) первично по отношению к сознанию, не чьё-то сознание (мышление) определяет бытие и его развитие, а, наоборот, объективная (материальная) действительность, законы её развития (движения) определяют сознание;
- развитие имеет восходящую и нисходящую линию, оно происходит эволюционно-революционным путём в прогрессивном направлении через раздвоение (дихотомия), преодоление диалектических противоречий, через переход одних диалектических связей в другие; от простого к сложному, от менее совершенных форм к более совершенным;
- общественное бытие в своём развитии формирует личность.
- Материалистическое понимание человеческой истории:
- общество в экономическом смысле представляет собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей по производству своей жизни;
- материалистическое понимание истории исходит из того положения, что конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи;
- человечество развивается от общих (первобытных) отношений к частным (рабовладельческим, феодальным и капиталистическим) отношениям, а от частных к всеобщим (коммунистическим) отношениям;
- переход от одного исторического этапа (экономической общественной формации) к другому происходил в результате революционного разрешения диалектического противоречия между производительными силами и производственными отношениями с их отношениями собственности, внутри которых они развивались;
- если человечество до капитализма в своём историческом движении нуждалось в отношениях частной собственности, формой жизни которых является стихийное разделение труда и товарный обмен, так как они способствовали развитию производительных сил, то на нисходящей линии развития капитализма отношения капиталистической частной собственности стали тормозить развитие производительных сил, вызывать хронические кризисы перепроизводства в результате развившегося противоречия между общественным характером производительных сил, сформировавшихся при капитализме и частным характером присвоения, внутри которого развиваются производственные отношения, а этот характер остаётся прежним;
- суть его выражается, прежде всего в том, что стихийная капиталистически-рыночная экономика, ориентированная на стоимостные показатели, с ее свободой конкуренции и борьбой каждого за выживание работает не на удовлетворение потребностей всех, а на максимальное извлечение прибыли паразитирующим меньшинством;
- необходимость дальнейшего развития производительных сил требует снятия сложившегося диалектического противоречия между вырвавшимися вперед производительными силами и отставшими производственными отношениями путем революционной замены отношений капиталистической частной собственности, внутри которых они развиваются, отношениями коммунистической общей собственности, снимающими оковы с развития производительных сил в результате плановости экономики, направленной на удовлетворение постоянно возрастающих потребностей всех;
- революционная замена отношений частной собственности, отношениями общей собственности, прежде всего, предполагает ликвидацию возможности частным лицам присваивать средства производства, а также предметы индивидуального потребления с излишком, что создаёт предпосылки для командования чужим трудом, его эксплуатации;
- поскольку возможность частного присвоения обусловлена действием законов разделения труда, товарного производства и обмена, которые делят общество на классы угнетателей и угнетённых, постольку переход к коммунистическим отношениям предполагает ликвидацию подчинения людей действию этих законов, что невозможно без коммунистических революций в странах с развитыми производительными силами (мировой коммунистической революции).
- Предпосылки мировой коммунистической революции:
- достижение мировыми производительными силами уровня развития, исключающего всеобщее распространение бедности в ходе коммунистических преобразований;
- универсализация мировых производительных сил;
- смена национально – ограниченных индивидов индивидами всемирно-историческими, эмпирически универсальными;
- конфликт между мировыми производительными силами и производственными отношениями, доведённый до крайности капиталистическим способом производства, системный экономический и политический кризис;
- обнищание пролетарских масс в масштабах планеты, падение стоимости рабочей силы;
- крайнее обострение классовых противоречий между эксплуататорами и эксплуатируемыми внутри стран, обострение экономических, национальных и религиозных противоречий между ними, ;
- утеря капитализмом возможности для своего расширения за счёт некапиталистических частей планеты и выхода из кризиса, революционизирование сознания угнетенных масс;
- создание коммунистического Интернационала для вооружения мирового пролетариата теорией общественного развития, формирования его в класс во всемирно-историческом смысле и подготовки к одновременным коммунистическим революциям в развитых странах капитала (мировая революция).
- Коммунистические преобразования в ходе революции:
- овладение пролетариатом властью в большинстве развитых стран для осуществления государственной политики диктатуры его коренного классового интереса в переходный к полному коммунизму период с целью постепенного уничтожения отношений частной собственности, частного присвоения;
- слом буржуазной государственности и создание на переходный период в национальных границах пролетарских полу-государств типа коммуны без разделения властей, без высших должностных лиц, без постоянной армии и полиции, с выборными и сменяемыми управленцами, не имеющими каких-либо привилегий, с зарплатой не выше зарплаты рабочего, с самым простым механизмом их отзыва;
- создание мирового пролетарского полу-государства типа коммуны с целью координации мирового коммунистического развития, постепенной ликвидации государственных границ;
- перевод средств производства и других источников существования мирового сообщества в собственность пролетарского полу-государства.
- с целью дальнейшего развития мировых производительных сил рациональное размещение промышленности по всей планете с переброской передовых технологий;
- постепенная ликвидация мирового рынка и мировых финансовых институтов, переход на прямой продуктообмен между территориями.
- переход на планомерное производство и планомерное распределение;
- формирование коммунной и кооперативной систем хозяйствования на основе общности имущества, как переходных к коммунистическим отношениям форм производства, приближённых к сырьевым источникам, с целью развития самоуправления и преодоления подчинения людей действию законов разделения труда и товарного обмена.
- Направленность коммунистических преобразований в первой коммунистической фазе (социализм):
- дальнейшее развитие производительных сил общества через внедрение передовых технологий и преодоление стихийно сложившегося разделения труда в производстве и управлении;
- слияние промышленного и сельскохозяйственного производства через формирование и развитие агропромышленных комплексов;
- постепенное слияние физического и умственного труда, их чередование, включение в действие закона перемены общественного труда, выполнение рутинного труда машинами, значительное сокращение рабочего времени;
- формирование всесторонне физически и умственно развитой личности с широкой специализацией, соединение воспитания подрастающего поколения с материальным производством, ликвидация пожизненных профессий;
- переход к распределению и присвоению источников существования всех прямо по общественным потребностям;
- ликвидация денежного обращения, переход к производству, ориентированному не на стоимости, а на затраты рабочего времени в общественном производстве;
- переход на распределение продуктов индивидуального потребления по труду через именные квитанции, в которых должно учитываться количество часов, как трудозатрат в общественном производстве;
- постепенная ликвидация различий в условиях жизни в больших, средних и малых городах, развитие не больших промышленных городов, а малых и средних городов-коммун, приближённых к источникам сырья с развитой инфраструктурой и одинаковыми условиями проживания;
- по мере преодоления общественного разделения труда, в том числе в сфере управления, отмирание классовых различий и государственности, переход на полное коммунистическое, общественное самоуправление, замена управления людьми управлением вещами и процессами, ликвидация труда начальников и подчинённых;
- постепенный перевод источников существования всех из собственности пролетарского полу-государства во владение и пользование всему обществу.
- Параметры коммунизма, развивающегося на своей собственной основе (полный коммунизм):
- достигнут уровень развития техники и технологий, обеспечивающий удовлетворение постоянно возрастающих разумных потребностей общества и каждого человека;
- достигнуто полное отсутствие подчинения людей действию закона стихийного разделения труда на труд деревенский и городской, умственный и физический, управленческий и исполнительский, труд перестал быть только средством для жизни, он стал творческим, первой потребностью жизни;
- произошёл переход на прямое, без квитанций, распределение (присвоение) по разумным потребностям, как источников существования всех, так и предметов индивидуального потребления;
- установилась коммунистическая бесклассовая, общечеловеческая нравственность;
- сформировалась коммунистическая всесторонне развитая личность;
- отсутствуют социальные статусы, общество управляется путём общественного самоуправления, т. е. осуществляется управление вещами и процессами, а не людьми;
- сформировалось социально однородное, бесклассовое, социально равное, следовательно, социально справедливое общество;
- общественных силы сосредоточены на борьбе за сохранение природной среды обитания.
Пункт г):
«переход от одного исторического этапа (экономической общественной формации) к другому происходил в результате революционного разрешения диалектического противоречия между производительными силами и производственными отношениями с их отношениями собственности, внутри которых они развивались».
Выражение: «производственные отношения с их отношениями собственности» — грубейшая отсебятина авторов «Принципиальных положений...»
У производственных отношений нет никаких отношений собственности. Есть производственные отношения — базисные, юридическим выражением которых являются отношения собственности — т.е. отношения собственности образуются вне базиса, поскольку принадлежат надстройке, т.е. юридические отношения — надстроечные производственных отношений. А раз отношения собственности есть надстроечные отношения, то производственные отношения не могут содержать в себе отношения собственности — надстройку, а содержат лишь базисные отношения.
Чтобы в этом убедиться достаточно сравнить то, что пишет на эту тему Маркс, и то, что мы читаем у авторов положений марксисткой теории:
Маркс:
«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались».
Авторы «Принципиальных положений классической марксисткой коммунистической теории»:
«переход от одного исторического этапа (экономической общественной формации) к другому происходил в результате революционного разрешения диалектического противоречия между производительными силами и производственными отношениями с их отношениями собственности, внутри которых они развивались».
И сразу становится ясным, что авторы положений отбросили за ненужностью определение Марксом отношений собственности и вставили свои фантазии о том, что отношения собственности принадлежат производственным отношениям — «производственные отношения с их отношениями собственности».
Вот так бесцеремонно искажают марксизм люди, которые ратуют за восстановление классического марксизма. Причём делают это не по простоте душевной, мол, ошиблись — с кем не бывает, а сознательно, вымарав из марксизма определение отношений собственности и вставив своё определение отношений собственности, как части производственных отношений.
И что делать рабочим с этими, так называемыми, положениями классической марксистской коммунистической теории?
Их надо разоблачить и восстановить то, что говорит Маркс — классический марксизм:
«отношения собственности являются только юридическим выражением производственных отношений».
Имеется в виду пункт г) из раздела 2.
или — подпункт г) из пункта 2.
Они есть сами производственные отношения, которые находят свое отражение в юридической надстройке. Нелепо отношения собственности представлять только как их отражение в головах людей.
Ребята из «инициативной группы», Вам крыть не чем. Наилучшее, что Вы можете сделать, это перестать «думать» за Маркса, и попытаться понять Маркса.
Это же надо до такого додуматься?!
Маркс всё время говорит, что отношения собственности в юридической сфере отражают всю совокупность производственных отношений, а Валентин насмерть стоит за то, что отношения собственности, являясь производственными отношениями, составляют какую-то их часть, но не отражают всю их совокупность. Правда, уточняют, что эта часть самая главная, которая определяет всю совокупность производственных отношений и всех остальных отношений — чего только не придумают, чтобы остаться при своих.
Сами-то в этой каше можете разобраться?
Насколько у Маркса всё строго, настолько у Вас всё наперекосяк.
Опять двадцать пять.
Здесь много спорят о том, как понимать у Маркса то, как у Маркса понимать се... А как это осуществить на практике? Марксист это ведь не тот кто как Маркс описывает мир, а тот кто его меняет в меру своих сил и возможностей? Не так ли?
Практики нет, потому что нет понимания, что Маркс не разработал теорию нетоварных отношений. Ленин признал, что ни в одной соц-кой книжке нет рецептов строительства соц-ма.
У Маркса всё просто.
Товар — это экономическая клеточка буржуазного общества.
Те, кто предполагает строить соц-зм с помощью товара — Прудон, Дюринг, Сталин и т.п. — по словам Маркса — ослы.
Соц-зм начинается там, где начинается строительство нетоварных (неантагонистических) производственных отношений.
Но как их построить?, — у Маркса ответа нет. У левых теоретиков, курирующих левые партии, ответа тоже нет, — поэтому все левые в своих программах предполагают смешанную экономику — и частный сектор, и так называемый «соц-ский», в котором в действительности ничего соц-кого, кроме названия, нет. Соц-кий сектор у них только на словах. На деле они не знают, как его построить, поскольку основное свойство соц-кого сектора — строительство нетоварных производственных отношений. Пока такого строительства нет, до тех пор нет соц-кого сектора.
В связи с этим соц-ким сектором у таких «экономистов» называется такой частный сектор, частным собственником которого выступает глава страны, как в СССР, в котором частным собственником всех средств производства выступал генсек, который распоряжался ими по своему усмотрению, разрешал работать на них только тех, кого считал возможным допустить к ним. Любой работник зависел от своего начальника с потрохами, поскольку этот начальник в любой момент мог лишить работника не только части заработка — премии по своему усмотрению, но и лишить работника работы, «доказав», что он плохой работник.
Какие тут могут быть соц-кие отношения?, — самые, что ни на есть феодальные (даже не буржуазные).
А что такое «нетоварные» отношения? Расскажите, пожалуйста, как рабочим их построить, как им вступать в производственные отношения, не вступая одновременно с этим в отношения конкуренции.
Почему рабочие вступают в отношения конкуренции?
Как всё это преодолеть?
Но об этом дискуссии нет. Есть дискуссии о чём угодно, только не о практике построения соц-ма.