Введение в марксистскую теорию коммунизма, становление её научных основ

Лекция 1

Дьяченко В. И.

Ныне наше общество, как и всё человечество, вновь находясь в историческом тупике, ищет выход из системного кризиса, вызванного рыночной стихией капиталистического способа производства. Кризисы сотрясают Западную и Восточную Европу, США, арабские страны, Азию и Африку, – словом, все континенты планеты. Снова передовые умы человечества вынуждены обращать свои взоры к непревзойдённой по своей глубине научной теории коммунизма с его стабильным планомерным производством, планомерным и равномерным распределением на базе общего владения источниками существования всех, – теории, разработанной 150 лет тому назад Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Марксистская коммунистическая теория – это логически выстроенная система научных положений о законах и закономерностях возникновения общества, его развития в направлении обобществления, а, значит, очеловечивания, формирования отношений социального равенства, – основы социальной справедливости, общества в котором не будет условий для угнетения одних другими, в котором счастье одних не будет строиться на несчастии других.

Несмотря на то, что эту теорию совместно создавали более 50 лет (примерно с 1843 г. по 1895 г.) Маркс и Энгельс, названа она была именем Маркса. В этой связи Энгельс в сноске к тексту своей работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» пишет:

Я позволю здесь себе одно личное объяснение. В последнее время не раз указывали на моё участие в выработке этой теории. Поэтому я вынужден сказать здесь несколько слов, исчерпывающих этот вопрос. Я не могу отрицать, что и до и во время моей сорокалетней совместной работы с Марксом принимал известное самостоятельное участие, как в обосновании, так и в особенности в разработке теории, о которой идёт речь. Но огромнейшая часть основных руководящих мыслей, особенно в экономической и исторической области, и, ещё больше, их окончательная чёткая формулировка принадлежит Марксу. То, что внёс я, Маркс мог легко сделать и без меня, за исключением, может быть, двух-трёх специальных областей. А того, что сделал Маркс, я никогда не мог бы сделать. Маркс стоял выше, видел дальше, обозревал больше и быстрее всех нас. Маркс был гений, мы, в лучшем случае, – таланты. Без него наша теория далеко не была бы теперь тем, что она есть. Поэтому она по праву носит его имя.

В основу коммунистической теории её создатели положили научные достижения в области общественных и естественных наук того времени, социальной философии, и психологии, политической экономии, истории развития человечества и социальных учений, результаты собственных обширных исследований в этих областях знаний. В работе «Три источника и три составных части марксизма» Ленин к этим источникам отнёс немецкую классическую философию, английскую политическую экономию и французский социализм. Однако Владимир Ильич тем самым несколько сузил круг научных знаний, на которые опирались основоположники теории, круг их научных интересов. Этот круг был гораздо шире. Известно, что к концу жизни Маркс, например, занимался дифференциальными исчислениями, а Энгельс писал труд о диалектике в природе.

В процессе научных исследований классики использовали разработанный Гегелем и поставленный Марксом на материалистическую основу логико-диалектический метод, ставший общенаучным методом познания законов и закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. Этот метод требует рассматривать любое явление объективной материальной действительности в развитии, как разрешении противоречий. Маркс и Энгельс доказали, что общество в материалистическом понимании представляет собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, по производству своей жизни. В результате разрешения противоречий, складывающихся в процессе этой деятельности, общество развивается в направлении его «обобществления», то есть в направлении коммунизма. Слово communis дословно переводится с латинского языка как «общий, всеобщий».

Они пришли к выводу, что человечество будет представлять собой единый социальный организм, без государственных границ, с общим владением средствами производства и другими источниками существования всех, продуктами индивидуального потребления. Нации и народности постепенно исчезнут. Производство и распределение по потребностям будет планомерным и бестоварным, способным создавать изобилие продуктов и удовлетворять постоянно растущие разумные, человеческие потребности. Исчезнут привилегированные классы и государственная власть, то есть господство одних людей над другими, так как будет преодолено подчинение человека стихийному разделению труда а, следовательно, в таком обществе люди будут социально равны и свободны.

С достижением подобных отношений человечество закончит предысторию своего полузвериного бытия и начнёт историю собственно человеческого существования, то есть «очеловечится». Оно совершит скачек из царства необходимости в царство свободы, когда человек будет не только предполагать, но и располагать, когда он вырвется из экономических отношений, которые над ним господствовали и сам станет их господином.

Но для этого люди должны революционным путём ликвидировать отношения частного присвоения не только источников существования всего общества, но и предметов индивидуального потребления с излишком, которые дают возможность одним господствовать над другими и эксплуатировать чужой труд. А такое присвоение возможно только на основе стихийно сложившегося разделения труда и обмена. Поэтому, по Марксу, необходимо будет преодолеть подчинение человека законам общественного разделению труда, товарного производства и обмена, т. е. рыночной конкуренции. В «Диалектике природы» Энгельс писал:

Дарвин не подозревал, какую горькую сатиру он написал на людей, и в особенности на своих земляков, когда он доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, является нормальным состоянием мира животных. Лишь сознательная организация общественного производства с планомерным производством и планомерным распределением может поднять людей над прочими животными в общественном отношении точно так же, как их в специфически биологическом отношении подняло производство вообще.

Приведённое высказывание Энгельса является одним из основополагающих экономических начал марксистской теории, которой и будут посвящены наши занятия, но прежде я ознакомлю вас кратко с биографией её основателей.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в городе Трир, который находился в прирейнской Пруссии (часть Германии). Он был третьим ребёнком в еврейской семье Генриха Маркса Его отец, Генрих Маркс происходил из семьи, в которой многие были раввинами. Мать — Генриетта Маркс, урождённая Прессбург, была родом из Голландии. В 1817 году отец Маркса принял протестантизм, чтобы не лишиться звания судебного советника. Его семья крестилась в 1824 и 1825 г. Таким образом, семья Маркса была не иудейской, а христианской. Отец Маркса был приверженцем передовых идей французских просветителей, но не отличался революционностью.

Детство и годы юности Маркса проходили на фоне революционных событий в Европе. В 1830 г. в Париже произошла июльская революция, изгнавшая династию Бурбонов. В 1831 г. вспыхнуло восстание в Польше. В 1831 и 1834 гг. во Франции в г. Лионе произошли пролетарские восстания. Эти события оказали большое влияние на Германию, где усиливались оппозиционные настроения против прусского монархического строя, стремления к ликвидации феодальной раздробленности страны, которая состояла из отдельных самостоятельных княжеств.

Летом 1832 г. в Пфальце (Германия) произошла 30-тысячная демонстрация под лозунгом борьбы за свободу и демократию. Это событие нашло отзвук и среди воспитанников Трирской гимназии, где учился К. Маркс с 12 до 17 лет. В ней ощущалось влияние демократических идей. Под надзором полиции находился сам директор гимназии.

После окончания гимназии в 1835 году Маркс поступает на юридический факультет сначала Боннского, а спустя год – Берлинского университета. Юридические науки интересуют его в общетеоретическом и социальном плане. В большей степени он изучает философию и историю. «Без философии мне не пробиться», – пишет он в одном из писем. Он изучает историю философии, труды античных философов, философов средних веков и своих современников.

В студенческие годы Маркс принимает основные посылы идеалистической гегелевской философии, его диалектической логики. Выводы диалектической логики Гегеля носили революционный характер. Он доказывал, что нет ничего вечного, что всё находится в постоянном изменении, в развитии путём разрешения противоречий. Маркс сближается с кружком последователей этой философии – «левыми гегельянцами» (Бруно Бауэром, Руге и др.), которые пытались использовать философию Гегеля для критики религии и политического строя раздробленной Германии.

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831 гг.), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектической логики. Центральное понятие диалектики – развитие. Гегель представлял развитие, как развитие абсолюта (мирового духа). Внутренним источником развития является единство и борьба противоположных начал. Развитие происходит в результате разрешения противоречий. Противоречие описывается Гегелем в виде триады. Тезис-антитезис-синтезис.

Диалектика – философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

В своей социальной философии (философии права) Гегель раскрыл механизм и проследил этапы развития бытия с точки зрения диалектики единичного, особенного и всеобщего. По Гегелю, на первом этапе всеобщее бытие выступает как непосредственное единство единичностей, когда в последних ещё не проявилось особенное. На втором этапе происходит отрицание первоначального единства единичностей, единичности выступают через их особенное, и их единство может быть только внешним, вынужденным. На третьем этапе осуществляется возвращение к подлинному единству единичностей, которое базируется на самосознании единичностей, достигших внутри себя уровня всеобщего.

Диалектический метод мышления был взят Марксом на вооружение.

Помимо гегелевской идеалистической философии молодой Маркс испытал сильное идейное воздействие материалистической философии Л. Фейербаха.

Фейербах Людвиг (1804–72 гг.), немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839 г.) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха – человек, трактуемый как биологическое существо, но абстрактный индивид. Религию он истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого – чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Фейербах критиковал христианство.

Основу нравственности Фейербах усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839 г.), «Сущность христианства» (1841 г.), «Основы философии будущего» (1843 г.), «Сущность религии» (1851 г.).

В 1841 г. Маркс окончил Берлинский университет экстерном, представив докторскую диссертацию. Тема диссертации: «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». По своим взглядам Маркс был тогда ещё гегельянцем-идеалистом. Хотя в своей диссертации Маркс стоял на позициях идеализма, но уже подвергал критике религию.

После окончания университета Маркс поселился в Бонне, где хотел стать профессором Боннского университета. Однако реакционная политика правительства заставила его отказаться от учёной карьеры: в 1832 г. правительство лишило кафедры Людвига Фейербаха. В 1836 г. оно снова отказало ему в работе в университете. В 1841 г. за свои взгляды был лишён права читать лекции в Бонне молодой профессор Бруно Бауэр. (См. Ленин В. И. «Карл Маркс». ПСС. Т. 26. С. 46).

Бауэр (Bauer) Бруно (1809–82 гг.), немецкий философ-младогегельянец. Критик христианства и достоверности Евангелий. Считал движущей силой истории самосознание «критических личностей».

Свою практическую деятельность Маркс начал в Кёльне в 1842 г. работой в «Рейнской газете» вместе с Бруно Бауэром. Газету основали рейнские радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами. В 1842—1843 гг. Карл Маркс работал журналистом и редактором этой газеты. Вначале Маркс высказывался за отмену цензуры, затем перешёл к открытой критике правительства. Многие его статьи были либо запрещены цензурой, либо подвергались жёсткой правке. В статье «Дебаты по поводу закона о краже леса» Маркс делает первые шаги в выяснении «классовой роли феодально-монархического государства как орудия подавления эксплуатируемых классов».

В статье «Коммунизм и аугсбургская „Всеобщая газета” Маркс впервые говорит о возникавших теориях грубого, примитивного коммунизма, к которым относился отрицательно. (См. Ильенков „Маркс и западный мир”, http//caute.2084.ru/ilyenkov/texts/phc/marxww.html).

В статьях «Рейнской газеты» Маркс постепенно становится на позиции атеизма, от революционного демократизма он переходит к коммунизму.

В то время развитие атеистических взглядов в Германии шло очень быстро. В 1836 г. Л. Фейербах начал критиковать теологию. В 1841 г. выходит его материалистическое произведение «Сущность христианства», а в 1843 г. – «Основные положения философии будущего».

К началу января 1843 г. Маркс почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией. Это переполнило чашу терпения правительства, и в марте 1843 г. газету закрыли. Маркс был ещё раньше вынужден оставить должность редактора, но и его уход не спас газету. Работа в газете показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, поэтому усердно принялся за её изучение, продолжая работать журналистом.

В этом же году Маркс уезжает в г. Крейцнахе, где женится на Джени фон Вестфален. Дженни принадлежала к прусской реакционной дворянской семье. Её старший брат с 1850 по 1858 г. был министром внутренних дел Пруссии. Однако, несмотря на происхождение, Дженни была не только верной женой Маркса, но и до конца своих дней его соратницей в нелёгкой борьбе за освобождение пролетариата.

Осенью 1843 г. Маркс с женой переехал в Париж. Там он становится редактором «Немецко-Французского Ежегодника». «Ежегодник» издавался Карлом Марксом и Арнольдом Руге. В нем Маркс публиковал свои ранние произведения. Среди них две известные статьи«К критике гегелевской философии права» и «К еврейскому вопросу».

В статье «К критике гегелевской философии права» Маркс подвергает принципиальной критике гегелевский подход к соотношению государства, гражданского общества и семьи. Гегель, как показывает Маркс, исходит не из реальных людей как субъектов своей деятельности. Он превращает в самостоятельный субъект идею: У Гегеля в его работе «Философия права» таким субъектом выступает государство. Оно воплощает всеобщее, по отношении к которому семья и гражданское общество выступают как особенное и единичное, как части, являющиеся конечными моментами саморазвивающейся идеи государства, которое обладает бесконечностью в этом саморазвитии. Отбрасывая гегелевское «идеальное проектирование» как развитие абсолютной идеи, его мистификацию, Маркс обращается к реальной истории. Он рассматривает государство и правовую систему в реальной исторической действительности. При этом он, раскрывая сущность государства, обращает внимание и на сущность бюрократии, которая, по его мнению, «имеет в своем обладании государство», превращает государство в свою частную собственность. (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.1, с.273).

В этой статье Маркс касается и вопросов теории. Свое отношение к теории он выразил утверждением, что теория становится материальной силой, когда овладевает массами, что теория «способна овладеть массами, когда она доказывает высоту принципов, а доказывает она высоту принципов, когда становится радикальной». (Там же. С. 422).

Основное внимание в своих статьях Маркс уделяет гражданскому обществу как форме организации именно буржуазного общества, в котором он жил.Он пишет, что «выражение «гражданское общество» после античности, вновь «возникло в ХVIII веке, когда отношения собственности уже освободились из античной и средневековой общности.

Гражданское общество, термин, употребляемый в разных значениях. Термин введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис). В 17-18 вв. гражданское общество противопоставлялось абсолютистско-феодальному государству.

Демократы ХУII века призывали к гражданскому обществу, к борьбе с абсолютными монархиями. Тогда, в пору отмирания феодальных отношений и монархических форм правления, этот призыв был прогрессивен. На смену феодализму шел капитализм с более высоким уровнем производительных сил и производительностью труда. Капиталистические экономические отношения требовали упразднения сословных привилегий, свободы экономических отношений от жесткой государственной и феодальной зависимости. Но победивший в результате буржуазных революций в Европе капитализм с его республиканскими формами правления и гражданскими институтами принес с собой коммерциализацию всех сторон жизни этого общества.

Изменение экономической ситуации заменило жесткое сословное разделение разделением, в котором явственно обнаружилась его классовая сущность. Общество разделилось на два противоположных класса – буржуазию и пролетариат. Гражданское общество как таковое развивается только вместе с «буржуазией».

В этих условиях четко проявилась и классовая сущность государства как машины для поддержания интересов господствующего класса.

Марксов анализ буржуазного гражданского общества осуществляется по следующим направлениям. Во-первых, рассматриваются условия его появления. Во-вторых, указываются его основные черты. И, в-третьих, — последствия и перспективы.

Употребляя значение термина «гражданское общество» для обозначения основы любого исторического развития, его «естественного базиса», Маркс уже в этих ранних статьях осуществлял движение мысли к материалистическому и формационному пониманию истории.

Раскрывая анатомию буржуазного общества, Маркс в статье «К еврейскому вопросу» отмечает, что победивший в результате буржуазных революций в Европе капитализм с его республиканскими формами правления и гражданскими институтами принес с собой коммерциализацию всех сторон жизни.

Сущность такого гражданского общества трактуется Марксом как мир «потребностей, труда, частных интересов, частного права…» . Эту сущность он называет еврейством. Он отождествляет еврейство с деньгами, с торгашеством, считает деньги отчужденной от человека сущностью его труда и его бытия.

Маркс рассматривает также соотношение христианской и еврейской религий, критикует выводы Бруно Бауэра относительно пути общественной эмансипации (раскрепощения) еврея. Он отмечает: «Еврейство достигает своей высшей точки с завершением гражданского общества; но гражданское общество завершается лишь в христианском мире. Лишь при господстве христианства, превращающего все национальные, естественные, нравственные, теоретические отношения в нечто внешнее для человека, – гражданское общество могло окончательно отделиться от государственной жизни, порвать все родовые узы человека, поставить на их место эгоизм, своекорыстную потребность, превратить человеческий мир в мир атомистических, враждебно друг другу противостоящих индивидов…

«Деньги, — пишет Маркс, – это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога. Деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар. Деньги – это всеобщая, установившаяся как нечто самостоятельное, стоимость всех вещей. Они поэтому лишили весь мир – как человеческий мир, так и природу – их собственной стоимости. Деньги – это отчужденная от человека сущность его труда и его бытия; и эта чуждая сущность повелевает человеком, и человек поклоняется ей…

Христианство возникло из еврейства. Оно снова превратилось в еврейство.

Христианин был с самого начала теоретизирующим евреем; еврей поэтому является практическим христианином, а практический христианин снова стал евреем…

Свободное гражданское общество носит насквозь коммерческий еврейский характер, и еврей наперед уже является его необходимым членом…

Гражданское общество из собственных своих недр постоянно порождает еврея…

Как только обществу удастся упразднить эмпирическую сущность еврейства, торгашество и его предпосылки, еврей станет невозможным, ибо его сознание не будет иметь больше объекта, ибо субъективная основа еврейства, практическая потребность очеловечится, ибо конфликт между индивидуально-чувственным бытием человека и его родовым бытием будет упразднен.

Общественная эмансипация еврея, — заключает Маркс, — есть эмансипация общества от еврейства».

В этих же произведениях Маркс отчетливо выразил свое критическое отношение к религии.

В «Немецко — Французского Ежегоднике» была опубликована также статья Энгельса 1843 г. «Наброски к критике политической экономии». В ней Энгельс попытался показать противоречивый характер капиталистического общества и обвинил буржуазную экономическую науку в защите существующего положения дел. В некотором смысле эта статья дала толчок Марксу засесть за изучение и исследование экономических трудов в поисках законов и закономерностей общественного развития. Эти исследования можно считать началом разработки марксистской теории. В результате им были написаны рукописи, впоследствии названные «Экономическо-философскими рукописями» или «Парижскими рукописями» 1844 г. В рукописях Маркс предпринимает плодотворную попытку соединить свои философские знания с политэкономическими исследованиями, а также с исследованиями коммунистических воззрений. Он рассматривает различные экономические категории, соотношение понятий разделения труда, обмена и частной собственности.

С начала экономических занятий Маркса (1843 г.) прошло немного времени, список изученных им трудов был сравнительно невелик, процесс формирования его экономического учения находился лишь в ранней стадии. Тем не менее «Экономическо-философские рукописи» представляют огромную ценность. Этот выдающийся труд содержит оригинальные мысли и научные открытия. Он относится к истокам «Капитала», написанного Марксом спустя более, чем через 20 лет.

В период написания этих рукописей Маркс, изучая тогдашнюю действительность Германии и других стран, историю и опыт Великой французской буржуазной революции, критически анализируя гегелевскую философию, эмпирический материал и теоретические выводы буржуазной политэкономии, наметил некоторые исходные принципы научного коммунизма.

Исследования привели его к выводу, что причиной возникновения эксплуатации одних другими является частная собственность. Он установил, что предпосылкой возникновения отношений частной собственности стало стихийно развившееся разделение труда, которое породило необходимость товарного обмена. Разделение труда и обмен являются формами частной собственности. Именно разделение труда и обмен, с одной стороны, дают возможность присваивать средства к жизни с излишком, а излишек в свою очередь создает условия для паразитирования на чужом труде, является причиной развития неестественных потребностей. В рамках частной собственности каждый «человек, — пишет Маркс, — старается пробудить в другом какую-нибудь новую потребность, чтобы вынудить его принести новую жертву, поставить его в новую зависимость и толкнуть его к новому виду наслаждения, а тем самым и к экономическому разорению. Каждый стремится вызвать к жизни какую-нибудь чуждую сущностную силу, господствующую над другим человеком, чтобы найти в этом удовлетворение своей собственной своекорыстной потребности. Поэтому вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек, и каждый новый продукт представляет собой новую возможность взаимного обмана и взаимного ограбления. Вместе с тем человек становится все беднее как человек, он все в большей мере нуждается в деньгах, чтобы овладеть этой враждебной сущностью, и сила его денег падает как раз в обратной пропорции к массе продукции, т. е. его нуждаемость возрастает по мере возрастания власти денег…

Безмерность и неумеренность становятся их истинной мерой. Даже с субъективной стороны это выражается отчасти в том, что расширение круга продуктов и потребностей становится изобретательным и всегда расчетливым рабом нечеловечных, рафинированных, неестественных и надуманных вожделений».

В «Рукописях» Маркс раскрывает также понятие отчужденного труда. Он считает, что закрепление труда в производимом предмете, или овеществление труда, есть его опредмечивание. Однако при господстве частной собственности опредмечивание труда неизбежно приводит к отрешению рабочего от радостей жизни, закабалению его предметом его труда. Продукт труда рабочего становится чужим для него продуктом.

Опредмечивание труда превращается в отчуждение труда, опредмеченный труд — в отчужденный труд. В этом труде, подчеркивает Маркс, рабочий чувствует себя не счастливым, а несчастным», не развивает «свободно свои физические и духовные силы, а подавляет их, изнуряет» свое тело и разрушает свой дух.

В процессе труда он принадлежит не себе, а собственнику капитала. Он сам себе кует цепи ( К.Маркс и Ф. Энгельс, т. 42. С. 90, 91).

Открытием отчужденного труда Маркс сделал огромный шаг по сравнению с буржуазной философией и политэкономией. Отношением рабочего к продукту своего труда, как к предмету чуждому и над ним властвующему, вытекающим отсюда отношением рабочего к акту производства, к своей собственной деятельности, как тоже к чему-то чуждому, порождается отчуждение индивидуума от общества, превращение общественной жизни человека в простое условие и элементарное средство поддержания его физического существования. В мире частной собственности человек располагает ограниченными возможностями самоутверждения как сознательного общественного существа. В процессе созидания предметного мира, переработки неорганической природы он, по мысли Маркса, как бы уподобляется животному, которое производит лишь то, в чем непосредственно нуждается, производит односторонне, сообразно мерке и потребности своего вида. Он лишается стимулов производить по законам красоты и универсальных потребностей. Отнимая у человека предмет его производства, отчужденный труд, указывает Маркс, тем самым отнимает у него свойственную его роду подлинно человеческую жизнь (там же. С. 94).

Наконец, прямым следствием отчуждения человека от продукта его труда, его родовой сущности, является отчуждение человека от человека, противостояние одного человека другому. Маркс четко формулирует еще один весьма важный вывод, отмечает существенную причинно-следственную связь: частная собственность не только решающая причина всякого отчуждения, и прежде всего отчужденного труда, она в то же время «есть продукт, результат, необходимое следствие отчужденного труда, внешнего отношения рабочего к природе и к самому себе» (там же, стр. 97). Следовательно, только упразднением частной собственности можно положить конец отчужденному труду, отчуждению человека от его родовой сущности, взаимному отчуждению людей, преодолением отчуждения исключаются условия, порождающие частную собственность.

Представляет также интерес глубокая мысль Маркса, что «экономическое отчуждение есть отчуждение действительной жизни»; оно обусловливает и охватывает отчуждение в сфере сознания, например, религиозное отчуждение, и его устранение, следовательно, является первейшей предпосылкой устранения этой вторичной формы.

Применяя метод диалектической логики, Маркс пришёл к выводу, что если человеческое бытие после дикости и варварства в эпоху зарождения и развития цивилизации нуждалось в частной собственности, частном присвоении, то в период заката капитализма оно стало нуждаться в упразднении частной собственности, в переходе к общему присвоению, к всеобщему бытию. И Маркс впервые даёт определение коммунизма с точки зрения, как философских категорий, так и категорий политической экономии. Он пишет:

Коммунизм, как положительное упразднение частной собственности – этого самоотчуждения человека – и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, есть возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному. Такой коммунизм, как завершённый натурализм, = гуманизму, а как завершённый гуманизм, = натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он – решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.

При этом Маркс считает коммунизм становлением практического гуманизма (человечности), а атеизм становлением гуманизма теоретического. По его мнению, если атеизм означает становление теоретического гуманизма путем снятия бога, то коммунизм означает становление практического гуманизма путем снятия частной собственности. Он пишет:"Но атеизм, коммунизм, это – вовсе не бегство, не абстракция, не утрата порожденного человеком предметного мира, не утрата принявших предметную форму сущностных сил человека, не возвращающаяся к противоестественной, неразвитой простоте нищеты. Они, наоборот, впервые представляют собой действительное становление, действительно для человека возникшее осуществление его сущности, осуществление его сущности как чего-то действительного».

В этих рукописях Маркс также сделал критический анализ того, как исторически развивались представления о коммунизме. Вначале они носили утопический характер коммунизма «в его первой форме». Незрелость этого «грубого коммунизма» заключалась в том, что он стремился противопоставить частной собственности «всеобщую» частную собственность, т.е. ратовал за уравнение частного владения и за равенство заработной платы. По сути это была лишь форма проявления отношений частной собственности. Это был находящийся под влиянием частной собственности уравнительный, или «деспотический», коммунизм. Он отрицает личность человека, ориентируется на всеобщее нивелирование, на минимум потребностей, у него «определенная ограниченная мера» (там же, стр.114—116).

Таким образом, в этом научном труде в отличие от своих предшественников Маркс впервые не только показал характер отчуждения, его обусловленность факторами конкретно-исторической социальной среды, но вместе с тем, подчеркнув необходимость упразднения частной собственности, назвал реальные пути коренного преобразования общества, ведущие к снятию отчуждения. Отчуждение получило трактовку объективной категории, а теория отчуждения в целом предстала как материалистическая теория общественного развития. Это была весьма успешная попытка теоретически осмыслить объективную материальную основу и движущие силы истории, показать историческую неизбежность коммунистической формы организации труда и всех общественных отношений.

Взяв на вооружение гегелевский логико-диалектический метод в части философского обоснования законов общественного развития, Маркс, при этом отказался от гегелевской идеалистической основы, от того, что бытие определяется сознанием, от первичности мышления и вторичности бытия. Маркс опирается на материалистические взгляды Л. Фейербаха. Вот что об этом говорит Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»:

Тогда появилось сочинение Фейербаха «Сущность христианства». Одним ударом рассеяло оно это противоречие, снова и без обиняков провозгласив торжество материализма. Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это – лишь фантастические отражения нашей собственной сущности.

Но Маркс подвергает критике и философские взгляды Фейербаха, его созерцательный принцип, а не принцип предметной деятельности людей. Фейербах считал человечество совокупностью абстрактных индивидуумов с некоей отвлечённой «человеческой сущностью», объединённых лишь природными узами. Маркс же заменил культ абстрактного человека наукой о действительных людях в их историческом развитии. Он стал рассматривать человеческое общество в широком смысле как практическую, предметную деятельность людей, как совокупность исторически складывавшихся форм совместной деятельности людей по производству своей жизни. Маркс в созерцательный материализм Фейербаха вдохнул диалектику Гегеля. По этому поводу Энгельс в указанной выше работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» пишет:

Но шаг, которого не сделал Фейербах, всё-таки надо было сделать. Надо было заменить культ абстрактного человека, это ядро новой религии Фейербаха, наукой о действительных людях и их историческом развитии. Это дальнейшее развитие фейербаховской точки зрения, выходящее за пределы философии Фейербаха, начато было в 1845 г. Марксом в книге «Святое семейство».

Маркс составил критические записи о Фейербахе, которые известны как «Тезисы о Фейербахе». «Сущность человека, – утверждает Маркс, критикуя Фейербаха, – это «совокупность всех общественных отношений», ибо в действительности существуют не абстрактные индивиды, а люди, принадлежащие к определённой исторической эпохе, к определённым общественным отношениям.

В «Тезисах» разрешается вопрос о роли общественно-исторической практики, как критерия истинности человеческого мышления. В них Маркс разъясняет, что изменение обстоятельств в обществе происходит в результате деятельности человека путём революционной практики. «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика».

Далее он утверждает: «Точка зрения старого материализма есть гражданское общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество или обобществившееся человечество… ».

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». И Маркс приступил к созданию теории по изменению мира.

Как же происходило развитие мировоззрения молодого Энгельса?

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в 300 километрах от Трира в Бармене (ныне район Вупперталя) в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Его отец отличался консерватизмом, в семье царила строгая атмосфера. Большое влияние на мальчика оказала мать, образованная и любившая искусство женщина.

В Бармене Энгельс до 14 лет учился в школе и в гимназии. В сентябре 1837 г. он по настоянию отца оставил гимназию, чтобы работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме в Бармене. Затем он с августа 1838 г. по апрель 1841 г. продолжил обучение на торгового работника в Бремене.

В Бремене юный Энгельс всё свободное время посвящал чтению. Кроме того, он занимался пением, музыкой, сочинял стихи, писал литературно-критические статьи, рисовал карикатуры, занимался плаванием, верховой ездой, фехтованием (даже дрался на дуэли). Уже в юности ему были присущи вольнолюбие, жизнерадостность, оптимизм, склонность к юмору.

Энгельс подрабатывал также бременским корреспондентом «Штутгартской утренней газеты» — («StuttgarterMorgenblatts») и «Аугсбургской Общей Газеты» («AugsburgerAllgemeinenZeitung»). Свою первую статью Энгельс написал в марте 1839 г., когда ему было 18 лет.

В 21 год, он отбывал в Берлине воинскую повинность в качестве вольноопределяющегося пехотно-артиллерийской бригады. Здесь он изучал военные науки. В это же время он посещает Берлинский университет. Увлекается теми же, что и Маркс философскими идеями, гегелевской философией. К этому времени Маркс уже закончил университет.

Молодой Энгельс попал под влияние младогегельянства и философии Гегеля. Он знакомится с запрещённой политической литературой и тайно снабжает ей своих товарищей, завязывает связи с представителями прогрессивных литературных течений.

В 1841 г. в Берлине Энгельс узнал о деятельности Маркса как редактора Рейнской газеты. В связи с начатой прусским правительством кампанией против младогегельянцев Энгельс выступил в их защиту со своими статьями в журнале «Германский телеграф».

В 1842 г. Энгельс переезжает в Англию для коммерческой практики в фирме, совладельцем которой был его отец. В результате изучения английского социально-экономического строя Энгельс пишет серию статей, которые редактировал Маркс в «Рейнской газете». Одна из них была озаглавлена «Положение рабочего класса в Англии».

Энгельс изучает борьбу рабочего класса, устанавливает связи с руководителями левого крыла чартистского движения, знакомится с деятельностью последователей Роберта Оуэна.

В этой связи необходимо отметить, что впервые организованная сила рабочих проявила себя в Англии в 1824 году, когда они принудили парламент отменить законы против свободы коалиций. Через восемь лет, в 1832 году, когда рабочих лишили права голоса, они организовались в независимую партию чартистов. Это была первая рабочая партия своего времени. Разумеется, такая организация в тогдашних условиях могла быть только тайной.

Чартизм (от англ. charter — хартия), первое массовое рабочее движение в Великобритании в 1830–50-е гг. Требования чартистов были изложены в виде законопроекта («Народная хартия», 1838 г.). В 1840 г. была основана Национальная чартистская ассоциация. В 1840 г., 1842 г., 1848 г. чартисты внесли в парламент петиции с требованием введения всеобщего избирательного права (для мужчин), ограничения рабочего дня, повышения зарплаты и др. Петиции были отвергнуты.

В ноябре 1842 г. Энгельс проездом остановился в Кёльне, где впервые лично встретил Карла Маркса в редакции Рейнской газеты. Маркс его воспринял довольно холодно, ибо считал его одним из младогегельянцев, с которыми у Маркса к этому времени возникли разногласия.

Первым результатом изучения Энгельсом политической экономии была статья «Наброски к критике политической экономии» (1844 г.). В ней Энгельс попытался показать противоречивый характер капиталистического общества и обвинил экономическую науку в буржуазной апологетике существующего положения дел.
В 1844 году Энгельс начал писать первые статьи для Немецко-Французского Ежегодника. Немецко-Французский Ежегодник издавался Карлом Марксом и Арнольдом Руге в Париже, вследствие чего началась обширная переписка. По дороге обратно в Германию в конце августа 1844 года Энгельс заехал в Париж и во второй раз встретился с Марксом. На этот раз встреча была гораздо теплей. Они пробыли вместе десять дней и поняли, что их взгляды полностью совпадают. С этих пор они стали тесно сотрудничать. Началась совместная деятельность Маркса и Энгельса по разработке и развитию коммунистической теории

Необходимо отметить, что, если Маркс в своём творчестве шёл от философии к политической экономии, то Энгельс – от политической экономии к философии.

Введение в марксистскую теорию коммунизма, становление её научных основ (продолжение)