- Введение в марксистскую теорию коммунизма, становление её научных основ
- Введение в марксистскую теорию коммунизма, становление её научных основ (продолжение)
- Развитие социалистических и коммунистических идей от утопии к науке
- Философские основы марксистской теории
- Нравственные основы марксистской теории
- Марксизм и религия
- Экономические основы марксистской теории
- Марксистская теория экономических общественных формаций и её проблемы
- Отношения собственности в марксистской теории
- Разделение труда и частная собственность – тождественные выражения
- Марксистская анатомия капитализма
- Марксизм о происхождении классов и классовой борьбы
- Марксизм о предпосылках мировой коммунистической революции и тактике пролетарской борьбы
- Марксизм о государстве как паразитическом наросте на теле общества
- Диктатура пролетариата в марксистской теории, её проблемы
- Марксизм о первой (начальной) фазе коммунизма
- Марксизм о браке, семье, воспитании и образовании
- Классики о более высокой фазе коммунизма
- Марксизм и экология
- Личное: Концепция коммунистического развития с точки зрения аутентичной марксистской теории
- Принципиальные положения классической марксистской коммунистической теории
Лекция 2
Дьяченко В. И.
Совместную деятельность по разработке теории Маркс и Энгельс начали в Париже с работы над книгой «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и Ко». Книга вышла в феврале 1845 г. во Франкфурте-на-Майне. В ней содержится критика позиции младогегельянцев – философов братьев Бауэров, Руге и др., которые критику ставили выше всякой действительности, отрицали всякую практическую деятельность, пропагандировали мистическую сторону гегелевской философии. Они, так же как и Л. Фейербах, представляли всё человечество как «инертную массу», разрабатывали ошибочную, по мнению Маркса и Энгельса, теорию «героев» и «толпы». Бауэры свысока судили о пролетариате, как о некритической массе. В этом произведении Маркс и Энгельс, наоборот говорят о пролетариате как о классе, который «может и должен сам себя освободить». Они приходят к выводу, что капитализм разделил общество на два основных класса – буржуазию и пролетариат, что буржуазия эксплуатирует пролетариат и тем самым организует его как класс, толкает его на борьбу за своё освобождение от гнёта.
В этом же году Маркс по настоянию прусского правительства, как опасный революционер, был выслан из Парижа. Он переехал в Брюссель (Бельгия).
В 1845–1846 гг. в Брюсселе был написан совместный с Энгельсом труд «Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии… ». В этом произведении Маркс и Энгельс ставили перед собой задачу «сообща разработать Марксов материалистический подход к пониманию истории развития человеческого общества в противоположность идеологическим взглядам гегелевской философии. В нём впервые были изложены основные принципы материалистического понимания истории, этого выдающегося открытия Маркса.
В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Энгельс следующим образом описывает судьбу «Немецкой идеологии»: «В предисловии к своему сочинению «К критике политической экономии», Берлин, 1859, Карл Маркс рассказывает, как мы в 1845 г. в Брюсселе решили «сообща разработать наши взгляды», – а именно, выработанное главным образом Марксом материалистическое понимание истории, – «в противоположность идеологическим взглядам немецкой философии, в сущности, свести счёты с нашей прежней философской совестью. Это намерение было осуществлено в форме критики послегегелевской философии. Рукопись – в объёме двух толстых томов в восьмую долю листа – давно уже прибыла на место издания в Вестфалию, когда нас известили, что изменившиеся обстоятельства делают её напечатание невозможным. Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, что наша главная цель – уяснение дела самим себе – была достигнута». «Немецкая идеология» впервые увидела свет только в 1932 г. в СССР. После смерти Маркса и Энгельса рукопись этого произведения долго прятали немецкие социал-демократы.
В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс разработали основные категории и понятия новой теории, сформулировали цели и смысл деятельности коммуниста. Они отмечали: «Для практического материалиста, т. е. для коммуниста, всё дело в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически обратиться против существующего положения вещей и изменить его». (См. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 33).
Разработку теории Энгельс продолжает в книге «Положение рабочего класса в Англии», которая вышла также в 1845 г. В книге на основе глубокого исследования жизни рабочих он углубляет обоснование исторической роли пролетариата, показывает, что борющийся пролетариат сам себе поможет, что коммунистическое движение станет силой толь тогда, когда коммунизм станет целью политической борьбы за власть рабочего класса.
В этой связи необходимо отметить, что с 1836-го по 1852 год, за какие-нибудь 15 лет, из наполовину пропагандистских, наполовину заговорщических обществ в Западной Европе сформировалось мощное рабочее движение международного масштаба.
В 1834 году в Париже германскими политическими эмигрантами создаётся тайная демократическо-республиканская организация под названием «Союз отверженных». Через три года, выступив вместе с французами в восстании 1839 года, организация была разгромлена и часть её руководителей эмигрировала в Англию. Первым руководителем этого Союза были сапожник Генрих Бауэр, наборщик Карл Шаппер и часовщик Иосиф Моль, которых Ф.Энгельс называет первыми революционными пролетариями, настоящими людьми дела. Уже через год, переехав в Лондон, они основали другое рабочее общество под прежним названием, служившее местом вербовки новых членов. Появились секции в Швейцарии (Вейтлинг, Август Беккер), в Германии и во Франции. Особенностью движения было то, что Союз формировался в основном из среды ремесленников. «Величайшую честь этим ремесленникам, — отмечает Ф.Энгельс, — делает то обстоятельство, что, будучи ещё не настоящими пролетариями, они оказались в состоянии инстинктивно предвидеть своё будущее развитие и конституироваться, хотя и не вполне сознательно, как партия пролетариата».
С бурной промышленной революцией и ростом класса крупных капиталистов-фабрикантов численно увеличивается и класс фабричных рабочих, растёт его сознательная сила.
Маркс с Энгельсом поставили перед собой задачу сделать коммунистическое учение орудием революционного преобразования мира, соединить его с борьбой пролетариата против своего угнетения.
В 1845 г. Маркс вышел из прусского подданства. Вынужденный уехать из Германии, затем изгнанный французским и бельгийским правительствами за революционную деятельность, Маркс оставался гражданином одной, говоря его словами, «великой державы» – мирового революционного движения. Он любил повторять, что он действует там, где находится.
С целью соединения коммунистической теории с рабочим движением в 1846 г. в Брюсселе был образован коммунистический корреспондентский комитет. С его помощью устанавливались связи с революционерами и передовыми рабочими различных стран. Через этот комитет велась борьба с различного рода утопическими проектами так называемого «истинного социализма», которые распространялись в то время. Маркс и Энгельс, например, выступили против проекта грубо уравнительного коммунизма Вейтлинга. Он рассматривал революцию как стихийный процесс, в котором главная роль принадлежит деклассированным элементам, пропагандировал идеи т. н. уравнительного коммунизма. Он отрицал роль классовой борьбы, значение партии пролетариата, научной пролетарской теории.
Велась борьба с сентиментальными проповедями Криге в США о «всеобщей любви».
Маркс опрокинул также теоретический проект представителя мелкой буржуазии Прудона.
Прудон (Proudhon) Пьер Жозеф, родился 15 января 1809 г. в г. Безансон, умер 19 января 1865 в Париже – французский социалист, родоначальник анархизма, экономист. Родился он в семье бондаря-пивовара (из мелких крестьян). Известность приобрёл, опубликовав в 1840 г. книгу «Что такое собственность? ». В этой книге он подверг критике институт частной собственности. Он утверждал, что «собственность – это кража». Прудон отстаивал мелкую собственность, основанную на собственном труде.
В период Революции 1848 г. Прудон выдвигал анархистскую теорию «ликвидации государства». Он считал государство главной причиной паразитизма и угнетения. Им был введён сам термин анархизм в указанной книге. Прудон пропагандировал мирное переустройство общества путём реформы кредита и обращения. По его мнению, социальная революция и ликвидация государства должна протекать мирно, на основе сотрудничества классов и без политической борьбы. Он выдвинул идею учреждения «Народного банка» с целью предоставления дарового кредита для организации эквивалентного обмена продуктов труда мелких производителей.
В опубликованном в 1846 г. сочинении «Система экономических противоречий или философия нищеты» Прудон предлагал путь мирного переустройства общества посредством реформы кредита и обращения и резко нападал на коммунизм. В 1847 г. Маркс дал сокрушительную критику идей Прудона в своей книге «Нищета философии».см. БСЭ.
В «Нищете философии, критикуя взгляды Прудона, Маркс уточняет категории и понятия политической экономии, которые лежат в основе марксистской теории.
В 1847 г. Маркс и Энгельс дали согласие на вступление в тайное немецкое объединение рабочих и ремесленников «Союз справедливых». Условием их вступления в эту организацию стало требование её реорганизации с целью преобразования в партию. Являясь решительными противниками возвеличивания отдельных личностей, они потребовали устранить из устава «Союза» всё, что могло содействовать возникновению таких тенденций.
В июне 1847 г. в Лондоне состоялся I конгресс «Союза справедливых», в котором принял участие Энгельс. Конгресс переименовал «Союз справедливых» на «Союз коммунистов». Он заменил прежний расплывчатый лозунг «Все люди – братья! », из которого вытекало, что братьями являются и буржуа эксплуататор и эксплуатируемый рабочий, на интернационалистский лозунг – «Пролетарии всех стран соединяйтесь! » Этот лозунг призывал объединяться пролетариев всех стран в борьбе с капитализмом, с буржуазией. Он призывал к мировой пролетарской революции и стал боевым девизом международного и коммунистического движения.
В конце ноября и начале декабря 1847 г. в Лондоне состоялся II конгресс «Союза коммунистов». На нём Маркс представлял брюссельскую, а Энгельс – парижскую организации «Союза». Конгресс утвердил устав «Союза коммунистов» и поручил Марксу и Энгельсу выработать программу «Союза» в виде манифеста. К этому документу Энгельс разработал «Принципы коммунизма». Эти принципы разделял и Маркс. «Принципы коммунизма» Энгельс изложил в виде катехизиса, т. е. в форме вопросов и ответов. В «Принципах» Энгельс описал основные экономические параметры коммунистического общества.
Разработкой текста «Манифеста коммунистической партии» Маркс и Энгельс занимались вместе. «Манифест» вышел в свет в феврале 1848 года, накануне революций в Европе 1848–1849 гг. В нём была изложена суть марксисткой коммунистической теории. Маркс и Энгельс обосновали необходимость и неизбежность Коммунистической Революции, соединения коммунистического учения с борьбой пролетариата против эксплуатации. Манифест» заканчивается словами: «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».
Известие о начале февральской 1848 г. революции во Франции застало их в Брюсселе. Маркс принял активное участие в подготовке восстания местными республиканскими группами с целью свержения монархии и установления республики в Бельгии: большую часть денег, полученных им в наследство после смерти отца, он отдал на покупку вооружения для рабочих. Бельгийское правительство, как ранее правительства Пруссии и Франции, организовало полицейские преследования против Маркса. Он и его жена были арестованы и заключены в тюрьму «Амиго». Вскоре после допроса они были освобождены. Однако вместе с другими эмигрантами Маркс был выслан из Бельгии. К этому времени во Франции революция свергла правительство Гизо. Маркс отправился в Париж. В Париже он активизирует деятельность «Союза коммунистов». В марте 1848 г. Маркс был избран председателем ЦК «Союза коммунистов», а Энгельс – членом ЦК.
Маркс выступал против псевдореволюционных, авантюристических призывов сформировать во Франции легион из немецких эмигрантов и путём вторжения на территорию Германии вызвать там революцию. Как и предвидели Маркс и Энгельс, легион из немецких рабочих под предводительством Гервега уже на границе попался в ловушку.
После мартовской буржуазной революции в Германии и Австрии в апреле 1848 г. Маркс и Энгельс вернулись в Германию в г. Кёльн.
«Союз коммунистов» в Германии состоял всего из 400 членов, которые прибыли из Франции. Они, конечно, не могли повлиять на ход революции во Франции. Поэтому Маркс и Энгельс вынуждены были примкнуть к левому флангу германского общедемократического движения, который был, по существу, пролетарским.
В июне 1848 г. в Кёльне Маркс и Энгельс выпустили первый номер «Новой Рейнской газеты». В неё Маркс вложил все свои оставшиеся средства от наследства. Газета вела борьбу против внутренней реакции. «Новая Рейнская газета» решительно выступала в поддержку июньского восстания в Париже, где 40–45 тысяч рабочих героически сражались против 350 тысяч хорошо вооружённых правительственных войск.
Газета знаменовала собой начало журналистики в интересах пролетариата, рабочего класса. В ней, в частности, 5–8 и 11 апреля 1849 г. впервые была опубликована серия статей Маркса под названием «Наёмный труд и капитал». Печатание их было прервано в связи с прекращением выхода газеты. Текст этого произведения остался незаконченным. Первое его отдельное издание вышло без участия автора в 1880 г. В его основу были положены лекции, прочитанные Марксом в декабре 1847 г. в Брюссельском немецком рабочем обществе. На русский язык впервые произведение было переведено группой «Освобождение труда» и издано в Женеве в 1883 г.
В этих статьях Маркс начал исследование капиталистического способа производства. При этом главное внимание он уделил анализу основного производственного отношения буржуазного общества – отношения между наёмным трудом и капиталом. Маркс критикует буржуазную политическую экономию, которая рассматривала капитал не как общественное отношение, а как совокупность вещей, служащих средством производства. Тем самым эта экономическая категория увековечивалась. Маркс вплотную подошёл к открытию сущности прибавочной стоимости. Подробная разработка этой теории была осуществлена им в 50–60-е гг.
Маркс и Энгельс также активно участвовали в работе Кёльнского рабочего союза, который объединял около семи тысяч человек. Маркс был избран его председателем. После начала восстаний в Германии Маркс и Энгельс через «Новую Рейнскую газету» принимали активное участие во всех событиях. Революционные события происходили во Франкфурте, в Вене, в Кёльне, на Рейне. В Берлине было разогнано национальное собрание.
Маркс участвует в Рейнском окружном конгрессе демократических союзов, состоявшемся 13–14 августа 1848 г. Конгресс принял решение о необходимости вести работу среди фабричных рабочих, а также крестьян.
В октябре 1848 г. правительство издало приказ об аресте Энгельса и ряда других редакторов газеты. Энгельс был вынужден переехать из Кёльна в Бармен, а затем – в Брюссель и Париж. Потом он вновь возвращается в Германию.
7 и 8 февраля 1849 г. состоялись процессы, на которых против Маркса было выдвинуто обвинение в нарушении законов о печати, в призывах к мятежу и вооружённому восстанию, содержавшихся в листовке Окружного комитета рейнских демократов, которая была им подписана. В суде Маркс не защищался, а обвинял министерство. Он выиграл процесс. По результатам была издана брошюра «Два процесса» с речами Маркса и Энгельса.
После поражения восстания на Рейне «Новая Рейнская газета» была закрыта. В заключительном номере газеты было сказано, что последним словом редакторов газеты «всегда и повсюду будет освобождение рабочего класса!».
Когда в Западной и Южной Германии развернулась борьба за создание единого германского государства, Маркс и Энгельс делали всё, чтобы прийти на помощь восставшим массам. Энгельс лично принял непосредственное участие в революционных сражениях. Он создаёт специальную сапёрную роту, организует работы по строительству баррикад. Энгельс принял активное участие в походах и боевых действиях отряда Виллиха во время сражений баденско-пфальцской повстанческой армии в 1849 г.
С марта 1850 г. в Гамбурге начал выходить под редакцией Маркса теоретический орган Союза коммунистов – ежемесячный журнал «Новая Рейнская газета. Политико-экономическое обозрение», явившийся продолжением прежней «Новой Рейнской газеты». Задача нового журнала, как её формулировали Маркс и Энгельс, заключалась в том, чтобы «уяснить пережитый период революции, характер борющихся партий, общественные отношения, которые обусловливают существование и борьбу этих партий». (См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. 7, С. 1).
Через Генриха Бауэра, специально посланного представителя, которому поручено было осуществить реорганизацию Союза коммунистов на местах, в конце марта 1850 г. в Германию было направлено «Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов», написанное Марксом и Энгельсом. Для рабочего класса, подчёркивали Маркс и Энгельс в «Обращении», «дело идёт не об изменении частной собственности, а об её уничтожении, не о затушёвывании классовых противоречий, а об уничтожении классов, не об улучшении существующего общества, а об основании нового общества». Поэтому пролетариат и его партия заинтересованы в том, «чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока всё более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти…
Боевой лозунг пролетариата должен гласить: «Непрерывная революция». (См. там же. С. 261, 267).
Маркс и Энгельс прилагали большие усилия, чтобы сплотить вокруг Центрального комитета революционные силы международного рабочего движения. Новые общины Союза были созданы во многих крупных городах Германии, а также в некоторых пунктах Швейцарии. Была восстановлена связь Союза с Просветительным обществом немецких рабочих в Лондоне, с французскими революционными эмигрантами-бланкистами, левым крылом чартистов, прогрессивными представителями венгерской эмиграции, революционными рабочими Бельгии. В середине апреля 1850 г. состоялось соглашение с бланкистами и чартистами о создании «Всемирного общества коммунистов-революционеров». Целью общества, как гласила первая статья этого соглашения, являлось «низложение всех привилегированных классов, подчинение этих классов диктатуре пролетариев путём поддержания непрерывной революции вплоть до осуществления коммунизма, который должен явиться последней формой устройства человеческого рода». (См. там же. С. 551).
Во «Втором обращении Центрального комитета к Союзу коммунистов», опубликованном в июне 1850 г., были отмечены достигнутые Союзом успехи в установлении связи с передовыми отрядами рабочего класса Германии, Англии, Франции, Швейцарии. Обобщая опыт недавних революционных боёв европейского пролетариата, Маркс и Энгельс одновременно развивали основные положения своего учения. Уже в мартовском «Обращении Центрального комитета к Союзу коммунистов» содержался глубокий анализ важнейших итогов революционных событий 1848–1849 гг. в Германии и делались конкретные выводы относительно тактики, которой должны придерживаться рабочие в буржуазно-демократической революции. Для обеспечения возможности решительных выступлений против буржуазно-демократических правительств, которые, одержав победу, начнут борьбу против рабочих, необходимо, писали Маркс и Энгельс, чтобы рабочие были организованы в общинные советы, клубы или комитеты, возглавляемые органом, находящимся в центре движения. Необходимо также, чтобы рабочие были вооружены, и чтобы была создана пролетарская гвардия с выборными командирами. Для конечной победы рабочих имеет большое значение их позиция в крестьянском вопросе. В противовес буржуазным демократам, которые будут стараться привлечь крестьянские массы предоставлением им мелких земельных участков при сохранении сельского пролетариата, рабочие должны требовать, «чтобы конфискованная феодальная собственность осталась государственным достоянием и была превращена в рабочие колонии, обрабатываемые ассоциированным сельским пролетариатом, который использует все преимущества крупного земледелия». (См. там же. С. 265).
В 1850 г. Маркс опубликовал в журнале серию статей о революции 1848 г. во Франции, переизданных впоследствии (в 1895 г.) Энгельсом под названием «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. В этом произведении Маркс впервые употребил термин «диктатура пролетариата».
Революции 1848–1849 гг. в Европе были подавлены. Начались годы реакции, казней и преследований революционеров. «Всякое самостоятельное пролетарское движение, – писал Энгельс в Предисловии к Английскому изданию «Манифеста» в 1888 г., – поскольку оно продолжало подавать признаки жизни, беспощадно подавлялось. Так, прусской полиции удалось выследить Центральный комитет Союза коммунистов, находившийся в то время в Кёльне. Члены его были арестованы и после восемнадцатимесячного тюремного заключения были преданы суду в октябре 1852 года».
Маркс был вынужден с семьёй переехать в Париж, а затем, после преследований французских властей, в Лондон, где и жил до своей смерти.
Революционные события 1848–1849 гг. подтвердили выводы Маркса и Энгельса о реакционной сущности государства, позже изложенные ими в своих трудах. Эти события вместе с тем позволили Марксу и Энгельсу не только развить уже высказанные ими мысли, но и обогатить своё учение новыми положениями, имевшими жизненное значение для освободительной борьбы пролетариата. Положения эти были изложены Марксом в его труде «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», написанном в декабре 1851 – марте 1852 г. и напечатанном в 1852 г. в Нью-Йорке. В этой работе Маркс впервые поставил вопрос о сломе буржуазной государственной машины как основной задаче грядущей народной революции. «Все перевороты, – писал Маркс о прежних революциях, – усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать её». (См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 8. С. 206).
Анализу опыта германской революции 1848–1849 гг. посвящён ряд работ Энгельса, написанных в тот же период: «Германская кампания за имперскую конституцию», «Крестьянская война в Германии», «Революция и контрреволюция в Германии». Энгельс так же, как и Маркс, придавал большое значение роли крестьянства в грядущей пролетарской революции.
В произведениях, посвящённых революции 1848–1849 гг. в Германии, в том числе в работе «Германская кампания за имперскую конституцию», Энгельс даёт глубокие теоретические обобщения, касающиеся тактики пролетарской партии.
Революционно-публицистическая деятельность Маркса и Энгельса имела огромное значение. Они публиковали свои статьи в газетах: «Северная звезда», «Новая Одерская газета», «Реформа», «Нью-Йоркская ежедневная газета», чартистская «Народная газета» и других.
За десять лет в 50-е-60-е годы Энгельс написал в помощь Марксу 120 статей.
В 1857 г. в США, а затем в странах Европы, разразился экономический кризис. В статьях о кризисе Маркс писал о бесплодности попыток найти рецепты для его устранения в рамках буржуазной политэкономии. Он считал особенно важным вооружить пролетариат законченной экономической теорией, которая должна была дать глубокое экономическое обоснование коммунистической науке.
В 1857 году Маркс приступил к работе над главным экономическим трудом своей жизни. Исследование должно было подразделяться на шесть книг:
- О капитале;
- О земельной собственности;
- О наёмном труде;
- О государстве;
- О международной торговле;
- О мировом рынке.
Предметом особой заботы он предполагал сделать историю политической экономии и социализма.
В качестве подготовительных ступеней к написанию этого экономического труда можно рассматривать «Экономическо-философские рукописи» 1844 г., «Экономические рукописи» 1857–58 гг., книгу «К критике политической экономии» 1859 г., «Экономические рукописи» 1861–1863 гг.
В 1859 г. было опубликовано произведение Маркса «К критике политической экономии». Этот труд принадлежал к числу трёх произведений, в которых, как отмечал Ленин, Маркс революционизировал политическую экономию.
Экономическим исследованиям Маркс посвятил 40 лет. Однако закончить их он не успел. Не хватило его жизни.
Результаты этих исследований опубликованы в 4-х томах под общим названием «Капитал».
«Капитал» обладает чёткой и строгой структурой, которая в усложнённой и обогащённой материализмом форме воспроизводит разработанную Гегелем логику.
Первые три тома представляют собой объективную логику предмета (капитал как таковой), четвёртый – субъективную логику (отражение капитала в обыденном и научном мышлении).
В 1867 г., ещё при жизни Маркса, вышел первый том. Он посвящён исследованию производства капитала. В первом томе «Капитала» хозяйственное положение капиталистического общества впервые было подвергнуто детальному научному анализу.
II и III тома «Капитала» вышли уже после смерти Маркса. Они были подготовлены к изданию Энгельсом из неоконченных рукописей, оставленных Марксом. Материалы для IV тома Энгельс не успел обработать.
Работая над «Капиталом» Маркс одновременно активно участвовал в коммунистическом движении. Он принимал самое активное участие в работе I Интернационала – Международного Товарищества Рабочих, основанного в 1864 году. Хотя он формально не занимал поста председателя Генерального совета, но фактически он был его руководителем. «Когда рабочий класс Европы, – указывал Энгельс в предисловии к немецкому изданию Манифеста Коммунистической партии 1890 г., – опять достаточно окреп для нового наступления на власть господствующих классов, возникло Международное Товарищество Рабочих. Его целью было объединить в одну великую армию весь борющийся рабочий класс Европы и Америки. Поэтому оно не могло отправляться непосредственно от принципов, изложенных в «Манифесте».
В 1865 г. состоялась первая Лондонская конференция Интернационала, работой которой Маркс непосредственно руководил.
Маркс являлся секретарём – корреспондентом для Германии, Голландии, а с 1870 г. и для России. В марте 1870 г. в Женеве была основана Русская секция I-го Интернационала.
Интернационал соединял движение за коммунизм с международным рабочим движением. Он боролся за законодательное введение 8-часового рабочего дня, за ограничение труда детей и подростков, за охрану женского труда, за профессиональные союзы. Он поддерживал национально-освободительные и демократические движения, выступал за всеобщее избирательное право в Англии. Решения Интернационала конкретно излагали принципы ликвидации частной собственности, национализации земли. Интернационал оказывал помощь рабочим в борьбе против капитализма, поддерживал бастующих рабочих разных стран, различные их акции протеста.
Внутри Интернационала Маркс и Энгельс вели борьбу с последователями Прудона, сторонниками русского анархиста Бакунина.
Маркс и Энгельс, несмотря на предупреждения о несвоевременности, приветствовали восстание пролетариата Парижа 18 марта 1871 г. Рассматривая Парижскую коммуну как духовное детище Интернационала, Маркс и Энгельс всю свою энергию, весь свой опыт отдают делу помощи коммунарам. С величайшими трудностями они наладили связь с Парижем, находившимся в кольце блокады. Во все концы света в эти дни были разосланы несколько сот писем Маркса о помощи коммунарам. Он предупреждал Коммуну о сговоре французской реакции и пруссаков с целью её подавления. Парижская коммуна просуществовала 72 дня и была подавлена версальскими войсками с помощью пруссаков, с которыми версальцы вошли в сговор.
30 мая 1871 г. Генеральным советом Международного Товарищества Рабочих было принято составленное Марксом Воззвание под заголовком «Гражданская война во Франции. Воззвание Генерального совета Международного Товарищества Рабочих». В нём Маркс обобщил уроки Парижской Коммуны, развив далее учение о классовой борьбе, революции и диктатуре пролетариата. Парижская коммуна на практике показала Марксу пример государственной машины переходного к полному коммунизму периода. Тем самым марксистская теория коммунизма была дополнена недостающим звеном – конструкцией государства переходного периода. Заканчивалось «Воззвание» следующими словами: «Париж рабочих с его Коммуной всегда, будут чествовать как славного предвестника нового общества. Его мученики навеки запечатлены в великом сердце рабочего класса. Его палачей история уже теперь пригвоздила к тому позорному столбу, от которого их не в силах будут освободить все молитвы их попов».
На Лондонской конференции I Интернационала в 1871 г. Маркс и Энгельс выступали за укрепление организации с учётом уроков Коммуны, за начало формирования национальных политических партий пролетариата. На конференции был нанесён удар по раскольнической деятельности М. А. Бакунина и его сторонников. Бакунисты пытались отвлечь рабочий класс от организованной политической борьбы за власть, за революционный слом старой государственной буржуазной машины и создание своего государства-коммуны. Они выступали против политической борьбы пролетариата вообще. На следующем Гаагском конгрессе Интернационала (1872 г.) анархо-бакунисты усилили нападки на Маркса и Энгельса и Генеральный совет. С ними объединился целый ряд антимарксистских течений. В этот период народническая революционность, выступавшая в форме бакунизма, стала главным противником и главной опасностью в рабочем движении.
Бакунин Михаил Александрович родился 18 (30) мая 1814 г. в с. Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии, умер 19 июня (1 июля) 1876 г. в г. Берн, Швейцария.
Родился Бакунин в старинной дворянской семье. С 1829 г. учился в Петербургском артиллерийском училище, но в 1834 г. был отчислен за дерзость начальнику училища. Затем служил в артиллерийских частях. В 1835 г. самовольно оставил службу, едва не подвергся аресту за дезертирство. С 1835 г. стал участником кружка Н. В. Станкевича, познакомился с В. Г. Белинским и А. И. Герценом. В 1840 г. уехал в Германию, а затем в Париж.
В Париже, Бакунин сблизился с П. Ж. Прудоном, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, занимался переводом на русский язык «Манифеста Коммунистической партии». С середины 40-х гг. Бакунин отстаивал идею создания федерации славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. В 1848 г. написал манифест «Воззвание русского патриота к славянским народам», в котором призывал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов. Был подвергнут критике со стороны Энгельса за антиреволюционную деятельность.
За участия в восстаниях и мятежах был арестован и передан царским властям в Россию, где отбывал наказание в тюрьме, а затем в ссылке. Из ссылки бежал.
В 1868 г. в Женеве Бакунин вступил в I Интернационал. При этом он организовывал международное анархическое движение, активно вербовал своих сторонников в созданную им тайную организацию «Международный альянс социалистической демократии», которая, по его замыслу, должна была играть роль революционного авангарда внутри Интернационала. В результате вспыхнул конфликт между ним и Марксом. Его причины коренились как в личной антипатии двух этих вождей, так и в теоретических расхождениях. В 1872 г. на Гаагском конгрессе Бакунин был исключён из Интернационала.
Бакунин был убеждён, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни», а потому попытки теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй.
Главная работа Бакунина «Государство и анархия». В ней Бакунин обосновывал идею немедленного уничтожения государства, замену его вечевой демократией снизу доверху. Он утверждал: «Народ – прирождённый бунтарь, враг государства. Для организации революции ему надо лишь помочь объединиться».
Попытки бакунистов захватить лидерство в I Интернационале благодаря усилиям Маркса и Энгельса потерпели провал. Интернационал осудил их деятельность. Лидеры бакунистов были исключены из Интернационала. После этого Маркс организовал перенесение Генерального Совета I Интернационала в Нью-Йорк.
В 1874 г. I Интернационал окончил свою историческую роль. Он был распущен в 1876 г. на конференции в Филадельфии. Бакунин организовал интернационал анархистов, который действовал в Европе до 1877 г.
Сторонником Бакунина из России был князь П. А. Кропоткин.
Кропоткин Пётр Алексеевич, родился 27 ноября 1842 г. в Москве, умер 8 февраля 1921 г. в Дмитрове. Похоронен в Москве. Кропоткин русский революционер, один из теоретиков анархизма, социолог, географ и геолог. Родился он в семье генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода. Был камер-пажом царя. Окончил Пажеский корпус (1862 г.), служил в Амурском казачьем войске, затем чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири.
В 1900–09 гг. Кропоткин входил в заграничные организации русских анархистов, участвовал в издании пропагандистских брошюр для России, сотрудничал в анархистских изданиях
В годы Революции 1905–07 гг. он выступал в её поддержку, против карательной политики царизма. В 1907 г. в числе немногих русских эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского) съезда РСДРП. В историческом исследовании «Великая французская революция 1789–1793» (1909 г.), явившемся итогом 25-летней работы и получившем впоследствии высокую оценку В. И. Ленина, Кропоткин первым показал роль парижских секций и крестьянского движения в революции. В годы 1-й мировой войны 1914–18 гг. он призывал к защите Отечества. Ленин резко осуждал эту позицию. В июне 1917 г. он возвратился в Россию, в августе выступил на Государственном совещании в Москве с призывом к «социальному миру».
Оставаясь противником государственной власти, Кропоткин признал международное значение Октябрьской революции и высоко оценил роль Советов. С 1918 г. он жил в Дмитрове. В 1919–20 гг. встречался с Лениным. Летом 1920 г. обратился к международному пролетариату с призывом «заставить свои правительства отказаться от мысли о вооружённом вмешательстве в дела России».
В русском революционном движении анархические идеи Кропоткина не сыграли значительной роли. Известное распространение они имели в странах Западной Европы (Испания, Италия, Швейцария, отчасти Франция), в Латинской Америке, Индии. Кропоткин является автором значительных научных работ.
см. БСЭ.
Учеником Кропоткина считал себя Махно на Украине.
Ко времени распада I Интернационала различные социал-утопические организации дышали на ладан. Рабочие организации всё более становились на рельсы научного коммунизма. Даже английские тред-юнионы постепенно приближались к теории, изложенной в Манифесте коммунистической партии Маркса и Энгельса. Наступила эпоха создания массовых социалистических и коммунистических рабочих партий на базе отдельных национальных государств. Создавались такие партии и в Германии.
5 мая 1875 г. Маркс, несмотря на болезненное состояние, написал письмо В. Бракке, известном под названием «Критика Готской программы». В письме он подверг критике проект программы, подготовленный к объединительному съезду так называемой эйзенахской и лассальянской партий, которая, по мнению Маркса, решительно никуда не годилась и деморализовала партию. Маркс указал на ошибки германской социал-демократии, разработал вопрос о двух фазах коммунизма, о государстве переходного периода, о более высокой фазе коммунизма.
Последние годы жизни Маркс работал над «Капиталом», а также занимался исследованиями в области математики. Он умер 14 марта 1883 г. в возрасте 64 лет и был похоронен в Лондоне на Хайгейтском кладбище вместе с женой, которая умерла 2 декабря 1881 г.
Вклад Энгельса в дальнейшую разработку коммунистической теории
С 1870 г., после оставления работы в коммерческой фирме, руководство деятельностью Генерального совета Интернационала в значительной мере стал осуществлять и Энгельс. Он владел 12 языками, читал на 20. Предметами его исследовательского интереса в этой области были не только основные современные европейские и мертвые языки, но и древние языки. Энгельс имел обыкновение, ведя корреспонденцию, писать на родном языке адресата. Он стал секретарем-корреспондентом для Бельгии, Испании, Италии и в значительной мере для Португалии и Дании.
Вместе с тем Энгельс продолжал научную работу по развитию коммунистической теории. Помимо трудов, написанных совместно с Марксом, в цикле «Писем об историческом материализме» Энгельс предложил более гибкую интерпретацию социальной философии марксизма, рассмотрев активность и относительную самостоятельность «надстройки» по отношению к «базису».
Энгельс использовал материалистический метод в исследованиях истории различных эпох и народов. Этому аспекту посвящены многие его статьи.
Энгельс систематически занимался историческими, теоретическими и техническими аспектами военного дела, что во многом было связано с предполагаемой им и Марксом близостью мировой пролетарской революции. Он создал большой цикл статей, написанных в 1857-60 гг.
Кроме того,Энгельс большое внимание уделял изучению естественных наук. Он занимался химией, физикой, биологией.
В 1873 г. он решил написать большую работу о диалектике в природе. Им был собран обширный материал о развитии естественных наук. Работу он решил назвать «Диалектика природы». В ней было задумано исследовать:
- неразрывность материи и движения (движение как форма бытия материи);
- качественно различные формы движения и изучающие их различные науки (механика – физика – химия-биология);
- диалектический переход от одной формы движения к другой. При этом Энгельс к формам движения материи относил и социальную форму движения.
В 1876 г. Энгельс пишет работу «Роль труда в процессе обращения обезьяны в человека». В ней он рассматривает процесс превращения стада человекообразных обезьян в диких людей.
В 1875 – 1876 г. Энгельс уже почти окончательно отредактировал большое «Введение» к «Диалектике в природе», но вынужден был прервать работу в связи с необходимостью научно опровергнуть различного рода враждебные марксизму идеологические течения в Германии. Наиболее опасными были тогда взгляды немецкого мелкобуржуазного идеолога социалиста Евгения Дюринга. Дюринг занимался политэкономией и правом. Он считал насилие важнейшим фактором истории, выступал против марксизма. Идеи Дюринга получили распространение в среде немецкой социал-демократии.
Дюрингианство стало распространяться еще в 1875 г. среди части членов немецкой социал-демократической рабочей партии. В течение двух лет (1876—1878 гг.) Энгельс вначале написал серию критических статей, а затем создал большой труд под названием «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» («Анти-Дюринг»), в котором он подверг уничтожающей критике взгляды Дюринга и вместе с тем дал цельное изложение основ марксистской теории. Книга явилась своеобразным итогом развития марксистской коммунистической теории за три десятилетия – от его возникновения в середине 40-х годов вплоть до середины 70-годов ХIХ века. Маркс принял непосредственное участие в создании «Анти-Дюринга». Он ознакомился со всей работой в рукописи, а главу, посвященную критике взглядов Дюринга на историю политической экономии, написал сам. Поэтому «Анти-Дюринг» от начала до конца, выражает точку зрения двоих – Энгельса и Маркса. (См. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Предисловие. М 1977. С.С. IV-V).
В «Анти-Дюринге» очень доходчиво и ясно излагаются все основные научные составные части коммунистической теории: история, философия, политическая экономия научный коммунизм.
В 1880 г. Энгельс переработал три главы «Анти-Дюринга» в самостоятельную брошюру, которая вышла под названием: «Развитие социализма от утопии к науке».
После окончания работы над «Анти-Дюрингом» он вернулся к работе над «Диалектикой природы». Он набросал общий план, написал несколько более или менее отредактированных глав и множество предварительных заметок.
В связи со смертью Маркса работу над «Диалектикой природы» Энгельс не закончил. Наряду со своими научными исследованиями на нем лежал долг подготовить к печати оставшиеся от Маркса рукописи. Кроме того, на нем сконцентрировалась вся работа по руководству международным рабочим движением.
Рукописи неоконченной работы Энгельса, которые 30 лет держали под спудом лидеры германской социал-демократии, были впервые опубликованы в СССР только в 1925 г. под названием «Диалектика природы». ( Энгельс Ф. Диалектика природы.С.С. IV-V).
Вместе с тем в 1884 г. в Цюрихе выходит труд Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В нем Энгельс на основании открытий Моргана анализирует первобытную историю человечества.
Морган (Morgan) Льюис Генри (1818-81 гг.), американский историк и этнограф, исследователь первобытного общества. Морган утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества. Он первым показал значение рода как основной ячейки первобытного общества. Морган обосновал положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным.
В «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельс показывает, как возникли и развивались разделение труда и обмен, как возникла и развивались семья, частная собственность, классы и государство. В нем он раскрывает реакционную сущность государства и власти.
В 1886 г. Энгельс написал работу «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», в которой изложил в систематизированном виде диалектический и исторический материализм.
После смерти Маркса на Энгельсе была сосредоточена координация международного рабочего движения. В 1889 г. в возрасте 69 лет он руководит подготовкой Международного конгресса социалистов в Париже. Благодаря деятельности Энгельса в этот период было обеспечено превосходство марксизма во II Интернационале, созданном на этом конгрессе.
Энгельс решительно боролся против оппортунистической социал-демократической федерации в Англии, против оппортунистических тенденций в социалистическом движении Франции и Германии. Одновременно он выступал против «левого» фразерства, против мелкобуржуазной «ультрареволюционности».
В 1890 г. Энгельс, анализируя международное положение, опубликовал статью «Внешняя политика русского царизма», в которой пришел к выводу о неизбежности мировой войны.
В 1891 г. Энгельс пишет работу «К критике проекта социал – демократической программы 1891 г.». В ней он выступает против оппортунистических иллюзий германской социал-демократии о мирном врастании капитализма в социализм. Энгельс развивает положения марксизма о путях перехода к социализму. Эта работа будет опубликована после смерти Энгельса в журнале «Нейецейт» только в 1901 г.
В 1894 г. за год до смерти Энгельс написал статью «К истории первоначального христианства», в которой провел некоторую аналогию христианского движения с движением социалистическим. Он отмечал: «И христианство, и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же — в этом мире, в переустройстве общества».
В конце своей жизни в 1895 г. Энгельс написал введение к работе Маркса «Классовая борьба во Франции». В нем он пришел к выводу об ошибочности их с Марксом оценки характера революции 1848—1849 гг., накануне которой был написан «Манифест коммунистической партии». Они предполагали, что капитализм уже тогда исчерпал свои возможности к расширению. Поэтому революция будет пролетарской, коммунистической. Однако во введении Энгельс отмечал: «История показала, что и мы и все, мыслившие подобно нам были неправы. Она ясно показала, что состояние экономического развития европейского континента в то время далеко еще не было настолько зрелым, чтобы устранить капиталистический способ производства; она доказала это той экономической революцией, которая с 1848 г. охватила весь континент и впервые действительно утвердила крупную промышленность во Франции, Австрии, Венгрии, Польше и недавно в России, а Германию превратила прямо-таки в первоклассную промышленную страну, — и все это на капиталистической основе, которая, таким образом, в 1848 г. обладала еще очень большой способностью к расширению".
В этом произведении Энгельс отдавал предпочтение парламентской борьбе. Эту позицию Энгельса объяснила Роза Люксембург в докладе на Учредительном съезде Коммунистической партии Германии 31 декабря 1918 г. ( http://www.communist.ru/root, 14 января 2008 г.).
Люксембург (нем. Luxemburg, польск. Luksemburg) Роза (1871—1919 гг.), немецкая политическая деятельница, одна из руководителей и теоретиков польской социал-демократии, леворадикального течения в германской социал-демократии и 2-м Интернационале. Одна из организаторов «Союза Спартака» и основателей (1918 г.) КП Германии (КПГ). Организовала (с К. Либкнехтом) издание газеты «Роте фане». Она была убита (вместе с Либкнехтом) контрреволюционерами в январе 1919 г. после подавления восстания рабочих в Берлине.
Умер Фридрих Энгельс 5 августа 1895 г. в возрасте 74 лет. Урна с его прахом, согласно его воле, была опущена в море у Истборна, излюбленного места его отдыха (Великие основоположники марксизма. По материалам Музея К. Маркса и Ф. Энгельса. М. 1972. С.С. 20-150).
Судьба марксистской коммунистической теории после смерти ее создателей основательно исследована Институтом марксизма-ленинизма в СССР и многими зарубежными теоретиками (см., например, Перри Андерсон. Размышления о западном марксизме).
Следует отметить, что в советский период классическая марксистская теория коммунизма подверглась значительному искажению, а признаки высшей фазы коммунизма замалчивались, так как их пропаганда била бы по интересам обуржуазившейся советской партийной и государственной номенклатуры. Но и ныне в марксистской среде ведутся споры по ключевым параметрам высшей стадии коммунизма.
Верно.