- Введение в марксистскую теорию коммунизма, становление её научных основ
- Введение в марксистскую теорию коммунизма, становление её научных основ (продолжение)
- Развитие социалистических и коммунистических идей от утопии к науке
- Философские основы марксистской теории
- Нравственные основы марксистской теории
- Марксизм и религия
- Экономические основы марксистской теории
- Марксистская теория экономических общественных формаций и её проблемы
- Отношения собственности в марксистской теории
- Разделение труда и частная собственность – тождественные выражения
- Марксистская анатомия капитализма
- Марксизм о происхождении классов и классовой борьбы
- Марксизм о предпосылках мировой коммунистической революции и тактике пролетарской борьбы
- Марксизм о государстве как паразитическом наросте на теле общества
- Диктатура пролетариата в марксистской теории, её проблемы
- Марксизм о первой (начальной) фазе коммунизма
- Марксизм о браке, семье, воспитании и образовании
- Классики о более высокой фазе коммунизма
- Марксизм и экология
- Личное: Концепция коммунистического развития с точки зрения аутентичной марксистской теории
- Принципиальные положения классической марксистской коммунистической теории
Лекция 3
Дьяченко В. И.
Историю развития социалистических и коммунистических воззрений Маркс и Энгельс подвергли тщательному анализу. Такой анализ содержится уже в их ранних работах. Мы находим его в марксовых «Экономическо-философских рукописях» 1844 г., в их совместном труде 1846 г. под названием «Немецкая идеология», в «Манифесте коммунистической партии». Результаты этого исследования классики использовали и в более поздних трудах при формировании коммунистической теории. Маркс использовал их при написании «Капитала», а Энгельс – «Анти-Дюринга». В «Анти-Дюринге» Энгельс посвятил анализу взглядов социалистов-утопистов главу 1 третьего раздела книги. В 1880 г. Энгельс переработал три главы «Анти-Дюринга» в самостоятельную брошюру, которая вышла под названием: «Развитие социализма от утопии к науке», имея в виду развитие социалистических идей от утопии к коммунистической науке. Многие социалистические и коммунистических идеи своих предшественников классики взяли на вооружение при создании своей теории.
Кратко рассмотрим социалистические и коммунистические идеи, предшествовавшие созданию стройной научной коммунистической теории.
О совершенном обществе человечество мечтало с незапамятных времён. Вначале эти мечты носили религиозную форму.
После родоплеменных отношений архаического коммунизма, вместе с возникновением и стихийным развитием разделения труда, единобрачной семьи, частной собственности, классов и государства возникли и стали развиваться идеи кастового строя. В древнейшей индийской религии индуизме, например, они отразили стадию перехода индийских племён от первобытнообщинного строя к классовому варнавскому обществу.
Варна – термин для обозначения четырёх основных сословий в Древней Индии (брахманы — жрецы, кшатрии — воины, вайшии — рядовые соплеменники, шудры — слуги общины). Примерно с середины 1-го тыс. до н. э. начался процесс превращения системы варн в систему каст.
В античный период, примерно две с половиной тысячи лет тому назад древнегреческий философ Платон мечтал усовершенствовать общественный строй путём строгого разделения труда между свободными и рабами. Свободных он делил на касты: правителей (философов), стражу (воинов) и работников (крестьяне, ремесленники, купцы), причём никто из них не мог переходить из одной касты в другую. По словам Маркса, утопия Платона представляла собой «афинскую идеализацию кастового строя». Платон выступал идеологом господствующих классов. Простые же люди мечтали о возвращении к общинному устройству.
Идеи общего владения источниками существования всех распространялись в Афинах в IV в. до н. э. Их содержание изложено, например, в аллегорической форме в комедии Аристофана «Законодательницы».
Утверждаю: всё сделаться общим должно и во всем пусть участвует каждый. <...>
Мы общественной сделаем землю,
Всю для всех, все плоды, что растут на земле, всё чем собственник каждый владеет.
В средние века эти мечты развивались в основном в форме религиозных утопий. Их называли ересями, а их авторов – еретиками. Это были ереси о справедливом переустройстве общества на земле, о необходимости обобществления имущества, аскетического образа жизни, уравнительного распределения.
Позже появляются социалистические утопии. Стали развиваться идеи коммунизма.
Социальные утописты остро критиковали общественную систему, в которой они жили, её социальную несправедливость. Они надеялись на добрых монархов, которые должны ликвидировать раздирающие общество язвы, на мирную эволюцию в новые социальные отношения. Некоторые положения социал-утопистов и коммунистов-утопистов были весьма обстоятельно обоснованы. Они были использованы Марксом и Энгельсом при формировании коммунистической теории. Например, идеи о необходимости упразднения частной собственности, обобществления производства и быта, установления обязанности трудиться для всех, преодоления разделения труда, уничтожения денег, распределения по потребности и др.
В отличие от социал-утопических идей, воззрения коммунистов-утопистов отличались своим радикализмом, грубо уравнительным распределением, признанием непримиримой противоположности интересов эксплуататоров и эксплуатируемых. Они призывали к классовой борьбе рабочих со своими угнетателями, к революционному ниспровержению существующего строя и установлению революционной диктатуры. Но их воззрения ещё не имели той научной основы, которую создали Маркс и Энгельс в своей теории.
Кратко рассмотрим учения утопических социалистов, к которым можно отнести социальные конструкции Томаса Мора, Томаса Мюнцера, Томмазо Кампанеллы, Уинстэнли Джерарда, Габриэля Мабли, Анри Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна и др.
Мор Томас (More) родился 7 февраля 1478 г. в Лондоне, умер 6 июля 1535 г. там же. Мор – английский гуманист, государственный деятель и писатель, один из основоположников утопических идей. В 1529–1532 годах он занимал высший судебный пост лорда-канцлера Англии.
Будучи преданным католиком, Томас Мор отказался дать присягу королю, который провозгласил себя главой англиканской церкви, был обвинён в государственной измене и казнён. Канонизирован католической церковью в 1935 г.
Мор был автором сочинения «Утопия» (1516 г.), содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия (в переводе с греческого буквально «Нигдения», место, которого нет. Это придуманное Мором слово стало нарицательным).
Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт, труд – обязанность всех, распределение происходит по потребности.
«Утопия» была издана в конце 1516 года в Лувене. В первой её части содержится анализ социально-экономического положения Англии, острая критика огораживаний, хозяйственного монополизма, разложения английской деревни, нравственного упадка общества. Во второй описывается идеальный общественный строй фантастического острова Утопия
В «Утопии» впервые в истории человечества Томас Мор изобразил общество, где введено равенство потребления, а привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день сокращён до шести часов, а наиболее тяжёлые работы возложены на плечи преступников. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья организована не столько на родственных, сколько на производственных началах.
Какой-либо революционный путь достижения своего идеала Томас Мор отрицал – он был противником народных движений, видя в них разрушительное начало и анархию.
Гуманистические взгляды сочетались у Томаса Мора с искренней преданностью католицизму. К лютеранской реформации он относился отрицательно, считая её угрозой христианскому единству Западной Европы.
Отказавшись признать «Акт о верховенстве», провозглашавший короля главой английской церкви, Мор в апреле 1534 года был заключён в тюрьму Тауэр, а в следующем году обвинён в государственной измене и казнён. В 1886 году он был причислен католической церковью к лику блаженных, а в 1935 году – к лику святых (Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия).
Мюнцер Томас (родился около 1490 г. в Штольберг Гарце, умер 27 мая 1525 г. близ Мюльхаузена, Тюрингия) – вождь крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524–1526 годов в Германии. В религиозной форме он проповедовал идеи насильственного ниспровержения феодального строя, передачи власти народу и установления справедливого общества.
Томас Мюнцер получил хорошее образование и с началом Реформации примкнул к сторонникам Мартина Лютера, выступившего с 95 тезисами против индульгенций католической церкви.
С 1520 года Томас Мюнцер был проповедником в Цвиккау, где активно выступал против францисканцев.
Францисканцы, католический монашеский орден, второй из нищенствующих орденов. Францисканцы призывали к смирению. Мюнцер это отвергал.
Размах революционных событий в Германии, успехи Реформации убеждали Мюнцера в реальности грядущего общемирового социально-политического переворота, в результате которого будет установлено «царство Божие» на Земле. Идеи такого переворота активно пропагандировались рядом плебейских сект, особенно анабаптистами.
Анабаптисты (от греч. anabaptizo — вновь погружаю, т. е. крещу вторично) (перекрещенцы) Анабаптисты – участники радикального сектантского движения эпохи Реформации в 16 в. Это движение возникло и развивалось лавным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Анабаптисты требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества.
По мысли Мюнцера реформация должна преобразовать мир на основе верховенства общих интересов и путём устранения «безбожников». Контуры идеального будущего были у Мюнцера весьма смутными и фантастическими. В «царстве Божием» не должно существовать ни государственной власти, ни классовых различий, ни частной собственности, а всеобщее благоденствие должно обеспечиваться на основе общности имуществ. Всеобщее равенство должно быть установлено после изгнания и ликвидации феодалов, перехода всех материальных благ в руки трудящихся и уравнительного перераспределения земли и других богатств между тружениками. Социально-политическая программа Томаса Мюнцера призывала бедноту к антифеодальной революции.
Во время Крестьянской войны Томас Мюнцер и его немногочисленные ученики (прежде всего, анабаптисты) были вдохновителями наиболее решительных выступлений крестьянства.
В конце февраля или начале марта 1525 года Томас Мюнцер приехал в тюрингский город Мюльхаузен и возглавил там отряды восставших крестьян. Он пытался создать в Тюрингско-Саксонском регионе единый центр всей Крестьянской войны. 15 мая 1525 года его отряд был разгромлен у города Франкенхаузен объединённым войском немецких князей, а сам Мюнцер пленён и, после мучительных пыток, казнён (там же).
В истории социалистических учений свой заметный след оставила социальная утопия Кампанеллы.
Кампанелла (Campanella) Томмазо – итальянский гуманист, философ, богослов, поэт, политический деятель. Он родился 5 сентября 1568 г. в г. Стило (Италия), умер 21 мая 1639 г. в Париже.
Сын сапожника, Кампанелла в 1582 г. вступил в доминиканский орден. Не удовлетворённый схоластической учёностью, культивируемой орденом, молодой монах познакомился с натурфилософией Б. Телезио, учение которого защищал в первом своём трактате «Философия, доказанная ощущениями» (1591 г.).
Кампанелла повергался преследованиям за свои убеждения. Спасаясь от гонений, он бежал из Неаполя на север Италии, где его арестовали по обвинению в ереси. После суда и тюремного заключения в Риме Кампанелла вернулся в Неаполь и обосновался в Калабрии. Здесь в 1598 году возглавил заговор против испанского владычества, который в результате доноса был раскрыт. В августе 1599 г. Кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осуждён на пожизненное заключение.
В неаполитанских тюрьмах он провёл 27 лет, в течение которых написал десятки сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике.
Главный труд Кампанеллы – утопия «Город солнца» – произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учёно-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения.
Кампанелла мечтал воплотить свои грёзы в реальность после освобождения Калабрии от власти испанцев, но после провала заговора стал возлагать надежды на европейских монархов, сначала испанского, затем французского королей и Римского папу. Утопист стремился достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма (там же).
Уинстэнли Джерард, английский политический деятель, идеолог и руководитель движения диггеров в период Английской революции 17 века, родился в 1609 г., умер после 1660 г.
Диггеры (англ. diggers, букв. — копатели земли), представители крайне левого крыла в Английской революции 17 века.
С 1630 года Джерард Уинстэнли жил в Лондоне; был учеником, затем членом компании торговцев готовым платьем. Разорившись около 1643 года, он стал работать по найму в графстве Суррей. С середины 1640-х годов Уинстэнли начинает проповедовать утопические взгляды на социальное устройство общества. Основы своего учения он изложил в многочисленных памфлетах, начиная с «Нового закона справедливости» (1649). Немалое значение в его учении занимает мистическая аргументация. «Новым законом справедливости» Уинстэнли называл бесклассовое общество, не знающее частной собственности, денег, купли-продажи, работы по найму, имущих и неимущих. Установлению этого закона должен был предшествовать демократический аграрный переворот, предусматривавший право бедняков безвозмездно обрабатывать общинные пустоши.
Осуществление аграрного переворота Уинстэнли считал непременным условием победы республики над монархией.
В 1649 году Уинстэнли основал на общинных пустошах близ местечка Кобем в Суррее колонию диггеров, ставшую первым в новой истории социалистическим экспериментом. Весной 1650 года колония диггеров была разгромлена лендлордами (крупными землевладельцами). В 1652 году Уинстэнли написал утопию «Закон свободы», в которой рассмотрел различные стороны социального и политического строя общества истинного равенства. Этот проект он посвятил и передал на усмотрение Оливеру Кромвелю. Автор утопии связал социальные идеалы социалистического общества с чаяниями бедноты, а свободу гражданина расценивал, прежде всего, как свободу от нужды (см. там же).
В развитии социалистических идей велика роль просветителей 18 века, прежде всего, Жан Жака Руссо.
Руссо (Rousseau) Жан Жак, родился в 1712 г., умер в 1778 г., французский философ-просветитель, писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки и др. До 1741 г. жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743–44 гг. секретарь французского посольства в Венеции.
Руссо — наиболее влиятельный представитель французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа эпохи просвещения. Социально-философские взгляды Руссо нашли отражение в его трактатах. В «Рассуждении о науках и искусствах» (1750 г.) он подвергает критике современную ему цивилизацию, основанную на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, и противопоставляет ей «естественное состояние», где люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принудительных узаконений. Руссо отмечает пагубное воздействие наук и искусств: они «… покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны… люди» («Трактаты», М., 1969 г., с. 12), заглушают в них естественный голос свободы, являются причиной упадка нравов. Эти идеи получили дальнейшее развитие в «Рассуждении о начале и основании неравенства между людьми» (1755 г.). Ф. Энгельс относил его к «… высоким образцам диалектики» («Анти-Дюринг»). Руссо утверждал, что основанием неравенства явилась частная собственность, причём имущественное неравенство породило политическое, закреплённое образованием государства.
Руссо обосновывает право народа на восстание. Современное государство держится силой и только сила может его низвергнуть.
Руссо понимал, что вернуться к утраченному раю «естественного состояния» невозможно и человек обречён жить в обществе. В трактате «Об общественном договоре» (1762 г.) он рисует картину идеального общества, максимально приближённого к природе. В общественном состоянии суверенной свободой обладает не личность, а государство, возникшее на основе добровольного соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как полноправные члены государства. Теория общественного договора приобретает у Руссо радикально-демократический характер. Условием свободы является равенство, и не только политическое, но и имущественное. Его обязано охранять государство, не допуская поляризации богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Руссо считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода. Руссо критикует систему английского парламентаризма, отстаивает идею народного суверенитета, народовластия и, опираясь на опыт античного полиса и швейцарских кантонов, выступает за принцип прямой демократии, где законы непосредственно принимаются собранием всех граждан. Во времена якобинской диктатуры останки Руссо были перенесены в Пантеон (там же).
Значительный вклад в развитие социалистической мысли внёс французский мыслитель-утопист Сен-Симон (Saint-Simon) Анри де (полное имя, фамилия и титул Клод Анри де Рувруа (Rouvroy), граф де Сен-Симон). Он родился 17 октября 1760 г. в Париже, умер 19 мая 1825 г., там же. Родился Сен-Симон в аристократической семье, происходящей от сына Карла Великого. Получил домашнее образование. Революцию во Франции 1791 г. он встретил с энтузиазмом и даже отказался от графского титула. Он занимался операциями по торговле с недвижимостью и финансовыми спекуляциями, создал себе крупное состояние.
Неудовлетворённый буржуазной революцией, Сен-Симон замыслил «исправить её результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества». Объясняя развитие общества, в конечном счёте, сменой господствующих в нём философско-религиозных и научных идей, он полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под которой подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общественная система развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого общественного строя.
Картина всемирной истории у Сен-Симона пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших общественных форм к высшим, по стадиям религиозного, метафизического и положительного, или позитивного, научного мышления. Основными ступенями прогресса он считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нём рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя. С 15 в. наступила новая критическая эпоха: феодальная богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, возникло научное мировоззрение с его носителями — светскими учёными и индустриалами-промышленниками. Французская революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной исторической смены, однако революция уклонилась от правильного пути построения научной общественной системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историческое построение лежит в основе разработанного им утопического плана создания рационального общественного строя как «промышленной системы». Сен-Симон доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и с.–х. производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма. Основными чертами «промышленной системы» он считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения «по способностям», государственное планирование промышленного и с.–х. производства, превращение государственной власти в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. Сен-Симон не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В его «промышленной системе» буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Однако он стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем сочинении «Новое христианство» Сен-Симон «… прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Однако его идеалистические основы мировоззрения делали невозможным решение этой задачи иначе, как путём мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная им религиозная концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии с её лозунгом «все люди — братья».
Разорившись и растратив остатки своего состояния, Сен-Симон стал переписчиком в ломбарде. Вёл разработку своих идей, изнемогая от нищеты и труда, пока его бывший слуга не взял на себя его содержание и расходы по изданию его трудов. В 1803 г. увидело свет его первое сочинение – «Письма женевского обитателя к своим современникам». Из-под пера Сен-Симона вышли: «Введение к научным трудам XIX в.» (1808 г.), «Записка о всеобщем тяготении» (1813 г.), «Записка о науке о человеке» (1813 г.) «О реорганизации европейского общества» (1814 г.). Были изданы несколько номеров сборников «Индустрия» (1814–1816 гг.), «Организатор» (1819–1820 гг.).
Для пропаганды своих идей Сен-Симон рассылал собственноручно переписанные произведения учёным, государственным деятелям, в том числе и Наполеону, и даже королю. Но ожидаемой поддержки и признания не получал и иногда воспринимался как умалишённый. После смерти своего благодетеля жил и печатал свои труды на случайные заработки и нерегулярную помощь благотворителей и сторонников. Постепенно вокруг него образовался небольшой круг учеников и единомышленников.
Последними его сочинениями были: «Катехизис индустриалов» (1824 г.), «Рассуждения литературные, философские и индустриальные» (1825 г.), «Новое христианство» (1825 г.).
Сен-Симон считал, что власть путём проповеди и убеждения, обращённых к народам и королям (Сен-Симон был категорическим противником насилия), должна быть отдана «индустриалам». «Индустрия», наука и искусство проложат путь беспредельному прогрессу.
По Сен-Симону, в «индустриальном» обществе должны быть введены всеобщий обязательный труд, общественно – плановая организация производства, принцип занятия должностей и исполнения функций в соответствии со способностями и отменён институт наследства. Частная собственность и прибыли предпринимателей, трансформирующихся в своего рода общественных уполномоченных, сохраняются, равно как и монархия, в которой Сен-Симон видел союзника в борьбе с паразитическими классами. Целью преобразований считал благоденствие самого многочисленного не имущего класса – пролетариев, в интересах которых должно быть установлено максимально возможное, хотя и не абсолютное равенство.
Сен-Симон оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. Его ученики образовали школу сен-семонизма, которая систематизировала и развивала его социалистические идеи. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту, а затем распалась (БСЭ).
Весомый вклад в развитие социалистического учения внёс Фурье.
Фурье Франсуа Мари Шарль, французский утопический социалист. Родился 7 апреля 1772 г. в г. Безансон, умер 10 октября 1837 в Париже. Фурье родился в купеческой семье. Почти всю жизнь он служил в торговых домах. Окончил среднюю школу, затем пополнял знания путём самообразования. На мировоззрение Фурье повлияло его глубокое разочарование в результатах Великой французской революции.
Фурье подверг критике современный строй «цивилизации» и разработал проект плана будущего общества — строя «гармонии», в котором должны развернуться все человеческие способности. Первичной ячейкой нового общества считал «фалангу», сочетающую промышленное и сельскохозяйственное производство. Высказывал представления о будущем обществе (труд как потребность и наслаждение, уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом и др.). Фурье считал, что сохранятся частная собственность, классы, нетрудовой доход. Новое общество утвердится, по Фурье, путём мирной пропаганды социалистических идей.
Свои исторические и социальные взгляды Фурье впервые изложил в статье «Всемирная гармония» (1803 г.), анонимной брошюре «О торговом шарлатанстве» (1807 г.) и книге «Теория четырёх движений и всеобщих судеб» (1808 г.). Подробный план организации общества будущего Фурье разработал в «Трактате о домоводческо-земледельческой ассоциации» (1822 г.), под заглавием «Теория всемирного единства» и в книге «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829 г.).
Задачу своей жизни Фурье видел в разработке «социальной науки» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.
Фурье разработал оригинальную схему истории человечества. Общество последовательно проходит периоды эдемизма («райской» первобытности), дикости, варварства и цивилизации.
Особое внимание Фурье уделил анализу и критике современного периода («периода цивилизации»). Он вскрыл его внутренние противоречия (кризисы от избытка, бедность, порождаемую изобилием, и др.). На смену строю цивилизации, по Фурье, должен прийти высший общественный строй — строй гармонии, который не только соответствует предначертаниям бога-природы, но представляется как историческая необходимость.
В системе Фурье сохранялись частная собственность, классы и нетрудовой доход.
Естественные страсти человека, подавляемые и искажаемые при строе цивилизации, будут направлены на творческий труд, полный разнообразия и радостного соревнования. Разумно организованные могучие трудовые армии — региональные, национальные и международные — преобразуют лик Земли.
В новых условиях общественной жизни будет формироваться и новый человек как целостная, всесторонне развитая личность.
Учение Фурье оказало значительное влияние на социальную и философскую мысль ряда стран. Во Франции его учение развивали «социетарная школа» В. Консидерана и группа других фурьеристов. Фурьеристы пытались создать опытный фаланстер и «социальную партию», но на практике неизменно оказывались бессильными и потерпели крах в ходе революции 1848 г. Идеи Фурье оказали воздействие на развитие французского утопического социализма (К. Пеккёр, Ф. Видаль, П. А. Леру, П. Ж. Прудон). В 30–40-х гг. влияние его идей испытала ранняя социалистическая мысль в Англии (Хью Дохерти и др.), Германии (В. Вейтлинг, М. Гесс и др.), Италии (Б. Дж. Муре, С. Савини), Испании, где фурьеристы были также первыми проводниками социалистических идей (Х. С. Абреу и др.), и в других странах Европы. В Северной Америке влияние Фурье на развитие прогрессивных социальных идей было столь значительным, что 30–40-е гг. 19 в. называют «фурьеристским периодом» истории социализма в Америке (А. Брисбен, П. Годвин, Х. Грили и др.). Было создано более 40 фурьеристских колоний (Брукфарм и др.).
В России идеи Фурье уже в 1-й четверти 19 в. стали известны некоторым из декабристов и близким к ним представителям интеллигенции. В 30–40-х гг. его учением интересовались А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Выдающимися его приверженцами были М. В. Петрашевский и петрашевцы. Идеи Фурье отразили в своих произведениях Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Чернышевский и другие (там же).
Социальной утопии родоначальника анархизма Прудона, взглядов бакунистов и анархо-коммунизма П. А. Кропоткина, мы касались в предыдущей лекции.
В начале 19 столетия попытку развить социалистическое учение и реализовать его на практике предпринял Роберт Оуэн.
Роберт Оуэн – английский социалист-утопист, родился в 1771 г., умер в 1858 г., Сын ремесленника, он окончил приходскую школу, затем усиленно занимался самообразованием. С 1781 г. служил в торговых заведениях. В конце 80-х — начале 90-х гг. сблизился с английским физиком и химиком Дж. Дальтоном, вошёл в литературно-философское общество. С 1791 г. предприниматель. В 1794–95 гг. основал Чорлтонскую хлопкопрядильную компанию. В 1800–29 гг. был управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия).
Важным моментом в формировании мировоззрения Оуэна явился разрыв с ортодоксальным христианством. Человек есть, по – Оуэну, продукт среды. Если порочны люди, порочна среда, породившая их. Эта, по сути, материалистическая идея ориентировала на действенное преобразование окружающей среды. Оуэн полагал, что начало качественно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии может быть положено лишь должным воспитанием людей. Вплоть до середины 1820-х гг. Оуэн не связывал преобразование общества с устранением частной собственности. Программу этого периода своей деятельности, который может быть условно назван буржуазно-филантропическим, Оуэн изложил в работе «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании характера» (1812–13 гг.). В условиях благоприятной экономической конъюнктуры конца 18 — начала 19 вв. Оуэн путём «перевоспитания» и улучшения положения рабочих пытался создать в Нью-Ланарке так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли.
Однако в условиях экономического кризиса 1815–16 гг. и острых социальных конфликтов расширение капиталовложений в целях улучшения положения и образования рабочих натолкнулось на решительное сопротивление компаньонов Оуэна. Сосредоточив внимание на коренных экономических и социальных проблемах, Оуэн приходит к убеждению, что «волшебная сила машин», обращённая при «существующей системе» против трудящихся, способна обеспечить изобилие материальных благ, делающее частную собственность и накопление бессмысленными. В марте 1817 г. он выдвинул «план» расселения безработных в «посёлках общности и сотрудничества», не знающих частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом, противоположности между городом и деревней и др. антагонизмов. При этом он опирался на некоторые реальные достижения своей деятельности в Нью-Ланарке (успешное преодоление явлений преступности, пьянства, национализма и религиозной вражды, осуществление элементов самоуправления, сознательной трудовой дисциплины, соревнования, кооперации, социального планирования, а также соединение обучения с производительным трудом, физическим и эстетическим воспитанием). Этот шаг знаменовал поворотный пункт в его жизни, переход на позиции утопического социализма.
В 20-е годы Оуэн создал опытные коммунистические колонии: Новую гармонию в США, Орбистон, Гармони-Холл в Великобритании и др., основал ряд просветительских учреждений, журналов. Покинув в 1829 г. Нью-Ланарк, он целиком посвятил себя пропагандистской деятельности. На основе первоначального «плана» он приступил к разработке утопической социалистической системы переустройства жизни всего человечества, которая была наиболее полно изложена в «Книге нового нравственного мира» (опубликована в 1836–44 гг.). Согласно этой системе, учреждаемые на добровольных началах «посёлки общности» образуют федерацию, способную, по мнению Оуэна, продемонстрировать своё экономическое и нравственное превосходство, обусловленное всемерным развитием новых («научных») производительных сил (в том числе химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека и установлением новых общественных отношений. По инициативе Оуэна в 30-е гг. были созданы организации «Базары справедливого обмена» (1832–34 гг.) и «Великий национальный союз профессий» (1833–34 гг.), которые он надеялся превратить в средство осуществления своих проектов преобразования общества.
С изменением исторической ситуации, ростом классового самосознания пролетариата оуэнизм выродился в секту, пытавшуюся отвлечь рабочих от классовой борьбы. Сам же Оуэн в конце жизни, особенно после поражения революций 1848–49 гг., в обстановке политической реакции в Европе, замкнувшись в мессианских иллюзиях, приходит к мистицизму и спиритизму.
Тем не менее, исторические заслуги Оуэна неоспоримы. Ф. Энгельс считал Оуэна «родоначальником английского социализма» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 459).
Идеи Оуэна оказали влияние на формирование социалистической мысли и за пределами Великобритании. В России имя Оуэна было известно уже в середине 2-го десятилетия 19 в. Определённое влияние его идей испытали петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и другие революционеры-демократы (см. там же).
Утопические идеи развивал французский социалист – Луи Блан.
Луи Блан, родился 29 октября 1811 г. в Мадриде, умер 6 декабря 1882 г. в Каннах, историк, журналист, деятель Революции 1848 г. Родился он в дворянской семье. В 30-х гг. стал известным журналистом в Париже. Работа «Организация труда» (1839 г.), излагавшая план социального преобразования, принесла ему популярность. С 1843 г. сотрудничал в мелкобуржуазной газете «Реформ» («La Reforme»). В 1841–44 годах издал «Историю десяти лет», направленную против Июльской монархии. В 1847 г. опубликовал 1-й т. 12-томной «Истории французской революции», в которой положительно оценивал якобинский период революции. Репутация социального реформатора, близость к буржуазно-демократическим кругам, отрицательное отношение к классовой борьбе пролетариата сделали Блана подходящим для буржуазного большинства «представителем рабочих» во временном правительстве, куда он вошёл в период Революции 1848 г. Во временном правительстве он стремился предотвратить революционные выступления пролетариата. В 1870 г. вернулся во Францию из Англии. Избранный в 1871 г. в Национальное собрание, Блан оказался в Версале среди врагов Парижской Коммуны 1871 г.
Блан полагал, что социальное преобразование может быть произведено совместными усилиями народа и буржуазии. Государство, по его мнению, должно приступить к организации «общественных мастерских», привлекая к участию в них буржуазию. Благодаря более высокой производительности труда общественные ассоциации, по Блану, одержат победу в конкурентной борьбе с частными предприятиями. Утопический план Блана насаждал иллюзии о возможности мирным путём разрешить противоречия между трудом и капиталом. В историю социализма и рабочего движения Блан вошёл как родоначальник оппортунизма и реформизма (луиблановщины).
Продолжателем этой линии был критик марксизма Евгений Дюринг.
Дюринг Евгений, немецкий социалист-утопист, философ, занимался также вопросами политэкономии и права, родился 12 января 1833 г. в Берлине, умер 21 ноября 1921 г., близ Потсдама.
Дюринг был сыном прусского чиновника, юристом по образованию, приват-доцентом Берлинского университета с 1863 по 1877 годы. Дюринг предпринял попытку построить собственную систему «философии действительности», которая, по его словам, утверждает новый способ мышления. Однако его построения оказались смешением элементов метафизического материализма, позитивизма и кантианства.
В 1871 г. он издал в Берлине книгу «Критическая история политической экономии и социализма», в 1873 г. «Курс политической и социальной экономии, включая основные вопросы финансовой политики», а в 1875 г. в Лейпциге «Курс философии как строго научного мировоззрения и жизнеформирования». В этих работах он подверг поверхностной критике все три составные части марксистской теории. Критика классиками Е. Дюринга была научно обстоятельной и уничтожающей. По ходу этой критики классики изложили свою теорию в произведении Энгельса «Анти-Дюринг» (там же).
Воззрения западноевропейских представителей грубого, вульгарного коммунизма XVII – XIX веков Жана Мелье, Морелли, Габриэля Мабли, Гракха Бабёфа, Этьена Кабе, Теодора Дезами, Луи Огюста Бланки, Вильгельма Вейтлинга
Мелье (Meslier) Жан, родился в 1664 г., умер в 1729 г., французский философ-материалист, атеист. Сын деревенского ткача, Мелье по настоянию родителей стал сельским священником (с 1689 г.). Своё единственное сочинение «Завещание» закончил незадолго до смерти (полностью впервые опубликовал в 1864 г. в Амстердаме). В нём Мелье дал глубокую и всестороннюю критику феодально-абсолютистского строя Франции. Противоречия между народом и «сильными мира сего» считал непримиримыми. Он, отвергая мысль о «просвещённом государе», служащем обществу, призывал народ к революции. Он набросал контуры идеального коммунистического общества: все люди одной местности должны объединяться в одну семью-общину, в которой существует общее владение всеми благами, все трудятся и любят друг друга, как братья; общины заключают между собой союз с целью поддержания мира и взаимопомощи. Тиранические порядки существуют, согласно Мелье, лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы. Народ обманут и подавлен предрассудками, главную роль среди которых играет религия, подвергнутая у Мелье разносторонней критике. Он с классической ясностью выразил просветительский взгляд на происхождение религии как результат сознательного обмана.
Философские взгляды Мелье оказали большое воздействие на формирование мировоззрения французских материалистов 18 в. (БСЭ).
Морелли (Morelly), аббат, носитель идей французского грубого коммунизма 18 в. Достоверных биографических данных о Морелли. не сохранилось. Его взгляды наиболее обстоятельно развиты в поэме «Базилиада» (1753 г.) и в трактате «Кодекс природы, или Истинный дух её законов», опубликован на французском языке анонимно в Амстердаме в 1755 г.
Морелли считал, что существующий строй, основанный на частной собственности, противоречит разуму и природе и должен быть заменён коммунистическими порядками. Это будет, полагал Морелли, в известной степени возвращением к утраченному естественному состоянию. Однако если коммунизм прошлого, отмечал Морелли, был бессознательным, то коммунизм грядущий будет сознательным. В отличие от Т. Мора и Т. Кампанеллы, чьи взгляды оказали влияние на Морелли, он излагал свои идеи о будущем коммунистического обществе не в виде описания общественного строя некоей фантастической страны, а в форме законодательных проектов. Морелли сформулировал три «основных и священных» закона, с издания которых начнётся переустройство общества на коммунистических началах. Первый из них отменяет частную собственность, второй обеспечивает всем гражданам право на труд и гарантирует получение содержания от общества, третий обязывает каждого гражданина заниматься общественно-полезным трудом «сообразно своим силам, дарованию и возрасту».
Морелли предполагал, что коммунизм будет осуществлён не в отдельных небольших общинах, как думали ранние утописты, а в масштабе целой страны, с централизованным учётом и распределением труда и его продуктов. Морелли ближе, чем другие утописты 16–18 вв., подходил к идее уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом при коммунизме. В его учении сильны уравнительные тенденции. Почти неизвестный современникам, Морелли оказал влияние на формирование взглядов Г. Бабёфа, а также на французских утопических социалистов 1-й половины 19 в. — Э. Кабе, Ш. Фурье, отчасти Т. Дезами.
Мабли (Mably) Габриель Бонно де, родился в 1709 г., умер в 1785 г., французский просветитель и социальный философ, составитель свода международного права. Социологические представления полнее всего выражены в его трудах «О правах и обязанностях гражданина» (1758 г., опубликован в 1789 г.), «Беседы Фокиона об отношении морали к политике» (1763 г.), «Сомнения, предложенные философам-экономистам о естественном и необходимом порядке политических обществ» (1768 г.), «О законодательстве, или принципы законов» (1776 г.). Цель социальной философии для Мабли — познание мотивов поведения человека. Задача политика — использование этого знания для утверждения нравственности. Основное свойство человека — себялюбие, но ему присущи и социальные чувства — сострадание, благодарность, соревнование, любовь к славе; без них не было бы общества, цель которого — благо людей. Но во имя всеобщего блага индивид не может быть лишён данного ему природой права на независимое суждение, свободу и счастье. Природа предназначила людей быть равными. Первоначально их жизнь основывалась на коллективном владении землёй. Разделив её, люди пошли против велений природы, наказаны за это. Частная собственность, личный интерес порождают богатство и бедность, жадность, зависть, распад общественных связей, всеобщую ненависть и войны. Люди настолько погрязли в пороках, что возврат к «системе общности» невозможен, хотя она отвечает их истинным нуждам и требованиям разума. Единственный путь спасения — уменьшение имущественного неравенства, пресечение роскоши, ограничение потребностей. Умеренность — высшая личная и общественная добродетель (там же).
Бабёф (Babeuf) Гракх (настоящее имя Франсуа Ноэль), родился в 1760 г., умер в 1797 г., – французский революционный коммунист-утопист, руководитель движения «во имя равенства» во время Директории.
Директория (точнее — Исполнительная Директория, Directoireex cutif), правительство Французской республики, существовавшее с 4 ноября 1795 до 10 ноября 1799 г. Дирекотория состояла из 5 членов (директоров), избиравшихся Советом пятисот и Советом старейшин. Она выражала интересы крупной буржуазии.
Бабёф родился в бедной семье бывшего солдата. В 1780 г. стал юристом. Окружавшая Бабёфа социальная действительность и знакомство с идеями Руссо и Мабли (позднее Морелли) превратили Бабёфа в убеждённого сторонника общества «совершенного равенства», в котором отсутствует частная собственность. Уже в 1785 г. Бабёф разработал план создания «коллективных ферм» вместо крупных земельных владений.
В 1790 г. за организацию движения против уплаты косвенных налогов Бабёф был заключён в парижскую тюрьму, откуда его освободили при содействии Ж. П. Марата.
В 1791 г. Бабёф, в связи с бегством короля, выступил за установление республики. В 1793 г. работал секретарём продовольственной администрации Парижа. На протяжении всей революции Бабёф последовательно отстаивал интересы неимущих классов, в особенности тех слоёв мануфактурного пролетариата, проживавших ещё в деревне, для которых главным источником существования уже становилась заработная плата. Бабёф критиковал якобинский Конвент и даже Марата за недостаточное внимание к вопросу о «благосостоянии неимущего класса».
В конце 1793–94 гг. по ложному обвинению в подлоге Бабёф находился в заключении. Освобождённый ко времени 9 термидора, он через несколько недель становится убеждённым противником термидорианского Конвента, выступает против него в своей газете. В феврале 1795 г. Бабёф вновь подвергся аресту. Освобождённый по амнистии (октябрь 1795 г.), он возобновляет издание «Трибюн дю пёпль» и становится одним из организаторов коммунистического движения «во имя равенства». Весной 1796 г. он возглавляет «Тайную повстанческую директорию» и подготовляет народное выступление. В результате предательства одного из участников движения Гризеля все его руководители были арестованы. Бабёф по приговору суда в Вандоме был казнён.
Бабёф пришёл к выводу о невозможности немедленного осуществления «чистой демократии» и необходимости установления временной революционной диктатуры в период перехода от старого общества к коммунистическому. Признание необходимости диктатуры явилось одной из важнейших черт идейного наследия бабувизма. Бабёф и его сторонники намечали в случае успеха восстания проведение ряда экономических мероприятий в целях немедленного улучшения положения масс и выдвигали план создания «национальной коммуны», которая должна была вытеснить частное хозяйство. Слабой стороной их взглядов являлась «грубая уравнительность», осуждённая Марксом и Энгельсом.
Кабе (Cabet) Этьен, родился в 1788 г., умер в 1856 г., французский публицист, идеолог коммунизма. Сын ремесленника, адвокат. Участник движения карбонариев и Революции 1830 г., историк революции («Популярная история французской революции 1789–1830», т. 1–4, 1839–40) и издатель журнала «Ле попюлер» («Le Populaire», с 1833 г.). Из-за репрессий эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию (1834 г.), где познакомился с Р. Оуэном. Автор книги «Как я стал коммунистом» (1840 г.). В 1840 г. в романе «Путешествие в Икарию» изобразил коммунизм как ассоциацию, построенную на основе социального равенства, братства, единства и демократии в соответствии с принципами разума и требованиями природы. Утопия Кабе имеет мелкобуржуазные черты: уравнительность потребления, сохранение индивидуальных ферм в сельском хозяйстве, сохранение при коммунизме своеобразной религии пантеистического толка и др. Коммунизм, по Кабе, может быть осуществлён путём убеждения и мирных реформ. В целом в утопии Кабе много общего со взглядами коммунистов-утопистов 18 в. По сравнению с учениями крупнейших социалистических мыслителей 1-й половины 19 в. она означала шаг назад. Однако, вследствие классовой незрелости пролетариата, пропаганда Кабе «икарийского коммунизма» имела значительный успех в среде французских ремесленников и рабочих. К. Маркс характеризовал Кабе как «… самого популярного, хотя и самого поверхностного представителя коммунизма» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 146) во Франции.
Дезами (Dezamy) Теодор, родился в 1808 г., умер в 1850 г. Дезами французский утопический коммунист, видный деятель Революции 1848 г., последователь Г. Бабёфа. В 30-х гг. примкнул к бланкистскому «Обществу времён года». В 1848 г. издавал газету «Ле друа де л'ом. Трибюн де пролетер» («Les droits de l'homme. Tribune des proletaires»). Дал глубокую для своего времени критику капитализма. В частной капиталистической собственности Дезами видел причину эксплуатации и угнетения трудящихся масс, антагонизма классов, поэтому частная собственность, по его мнению, должна быть уничтожена. Его главный труд — «Кодекс общности» (1842 г.) — посвящён описанию общества будущего и революционных путей его осуществления. В основу социально-экономической организации «строя общности» Дезами положил «коммуну» — объединение трудящихся (примерно 10 тыс. человек), сочетающую преимущества города и деревни, промышленного и сельскохозяйственного труда. Каждый член коммуны обязан трудиться по своим силам и способностям, а потреблять в соответствии с объёмом и характером своих потребностей. Дезами считал социальную революцию, совершаемую трудящимися, беднотой, необходимым условием перехода к этому строю. Однако он не сумел выделить движущую силу революции. Главный труд – «Кодекс общности» (1842 г.) (там же).
Бланки (Blanqui) Луи Огюст, родился в 1805 г., умер в 1881 г., французский революционер, утопист-коммунист. Родился в семье супрефекта. Активно участвовал в республиканско-демократическом движении периода реставрации Бурбонов (1814–30 гг.), июльской революции 1830 г. и июльской монархии. Находясь под сильным влиянием бабувистских идей, пришёл в 1832–34 гг. к коммунистическим убеждениям. В 1835–39 гг. организатор и руководитель тайных республиканских обществ — «Общества семей» и «Общества времён года». После подавления восстания 12 мая 1839 г. в Париже Бланки был приговорён к смертной казни, заменённой пожизненным заключением. Освобождённый Революцией 1848 г., он основал клуб «Центральное республиканское общество» и возглавил наиболее революционные пролетарские элементы, боровшиеся против буржуазной политики временного правительства и луиблановских иллюзий. После демонстрации 15 мая 1848 г. в Париже Бланки был арестован и осуждён на 10 лет тюремного заключения. Амнистированный в 1859 г., он вернулся в Париж. В 1861–65 гг. снова в заключении. В 1865 г. бежал из тюрьмы и поселился в Брюсселе. 14 августа 1870 г., в связи с неудачами французской армии во франко-прусской войне 1870–71 гг., Бланки, тайно прибывший в Париж, сделал попытку поднять восстание, окончившуюся неудачей. После революции 4 сентября и падения Второй империи Бланки издавал газету «Патри ан данже» («Patrie en Danger»), в которой требовал самой энергичной борьбы с пруссаками. Убедившись в изменнической политике «правительства национальной обороны», Бланки принял активное участие в восстании 31 октября 1870 г., за что был арестован и вновь приговорён к пожизненному заключению. Во время Парижской Коммуны 1871 г. Бланки, находившийся в тюрьме, был заочно избран членом Коммуны, но попытки Коммуны добиться у Версальского правительства его освобождения успеха не имели. Бланки оставался в заключении до 1879 г. В последние годы жизни он продолжал социалистическую и демократическую пропаганду и стремился сплотить своих сторонников (бланкистов) в партийную организацию.
Вейтлинг (Weitling) Вильгельм, родился 1808 г., умер в 1871 г., деятель раннего немецкого рабочего движения, один из теоретиков так называемого уравнительного коммунизма. По профессии портной. В 1836 г. в Париже (где жил с 1835 г.) примкнул к «Союзу справедливых». В 1838 г. написал для него программную работу «Человечество, каково оно есть и каким оно должно быть». В 1841–43 гг. вёл в Швейцарии в объединениях ремесленников пропаганду идей уравнительного коммунизма, издавал ежемесячный журнал «Хильферуф дер дойчен югенд» («Der Hilferuf der deutschen Jugend»). Книга Вейтлинга «Гарантии гармонии и свободы» (1842 г.) — первое крупное произведение немецкой социалистической литературы. К. Маркс называл её блестящим литературным дебютом немецкой политической литературы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. Т. 1, С. 444). В 1843 г. Вейтлинг был заключён в тюрьму, в 1844 г. освобождён и выслан за границу. В 1845 г. было опубликовано его новое произведение «Евангелие бедного грешника». В 1846 г. он вошёл в состав Брюссельского коммунистического корреспондентского комитета, где вскоре обнаружились резкие расхождения его взглядов с воззрениями К. Маркса и Ф. Энгельса. В конце 1846 г. эмигрировал в США, вёл в Нью-Йорке пропагандистскую деятельность среди немецких эмигрантов. Во время Революции 1848–49 гг. вернулся в Германию. С конца 1849 г. — снова в Нью-Йорке. Для взглядов Вейтлинга характерно признание необходимости революционного пути для установления коммунистического строя, однако коммунистическую революцию он рассматривал как стихийный процесс, в котором главная роль принадлежит деклассированным элементам (БСЭ).
С историей развития коллективистских воззрений можно ознакомиться также в статье Юрия Бялого «Коллективизм и история». Статья опубликована в газете «Суть времени» (интернет – адрес: http://gazeta.eot.su/article/kollektivizm-i-istoriya).
Анализируя воззрения утопических коммунистов и социалистов, Энгельс отмечает: «Аскетически суровый, спартанский коммунизм был первой формой проявления нового учения. Потом появились три великих утописта: Сен-Симон, у которого рядом с пролетарским направлением сохраняло ещё известное значение направление буржуазное, Фурье и Оуэн, который в стране наиболее развитого капиталистического производства и под впечатлением порождённых им противоположностей разработал свои предложения по устранению классовых различий в виде системы, непосредственно примыкавшей к французскому материализму.
Общим для всех троих является то, что они не выступают как представители интересов исторически порождённого к тому времени пролетариата». (Энгельс Ф. «Анти-Дюринг. М. Изд-во политической литературы. 1977. С. 14).